Проблемная ситуация: Вправе ли ломбард печатать бланки
строгой отчетности (залоговые билеты) при помощи компьютерной программы ВДГБ
Ломбард 3 на платформе 1C 8.0? Номера бланков будут зарегистрированы в ИФНС.
При помощи программы будут заполняться поля с данными о залоге, заемщике и
расчете суммы оплаты. Обязан ли ломбард предоставлять при краткосрочном
кредитовании под залог заемщику-физлицу договор займа одновременно с залоговым
билетом?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 26 мая 2009 г. N 03-01-15/5-255
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу использования бланка
строгой отчетности "Залоговый билет" и сообщает.
Минфин России Приказом от 14.01.2008 N 3н
"Об утверждении форм бланков строгой отчетности" утвердил формы
бланков строгой отчетности "Сохранная квитанция" и "Залоговый
билет", применяемые при оказании услуг ломбардами, в которых учтены
требования, предусмотренные Федеральным законом от 19.07.2007 N 196-ФЗ "О
ломбардах" (далее - Федеральный закон).
Постановлением Правительства Российской
Федерации от 06.05.2008 N 359 утверждено Положение об осуществлении наличных
денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без
применения контрольно-кассовой техники (далее - Положение).
На основании абз. 2 п. 2 вышеназванного Постановления формы бланков
строгой отчетности, утвержденные в соответствии с Постановлением Правительства
Российской Федерации от 31.03.2005 N 171 "Об утверждении Положения об
осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием
платежных карт без применения контрольно-кассовой техники" до вступления в
силу Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 N 359,
применяются всеми организациями и индивидуальными предпринимателями, оказывающими населению услуги тех видов, в
отношении которых эти формы бланков утверждены.
Положением установлен порядок
осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных
денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без
применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при
условии выдачи документа, оформленного на бланке строгой отчетности,
приравненного к кассовому чеку, а также порядок утверждения, учета, хранения и
уничтожения таких бланков.
Пунктом 4 Положения предусмотрено, что
бланк документа может изготавливаться не только типографским способом, но и
формироваться с использованием автоматизированных систем.
При этом согласно п. 11 Положения для
одновременного заполнения бланка документа и выпуска документа должно
обеспечиваться выполнение следующих требований:
а) автоматизированная система должна
иметь защиту от несанкционированного доступа, идентифицировать, фиксировать и
сохранять все операции с бланком документа в течение не менее 5 лет;
б) при заполнении бланка документа и
выпуске документа автоматизированной системой сохраняются уникальный номер и
серия его бланка.
В соответствии с п. 12 Положения
организации и индивидуальные предприниматели по требованию налоговых органов
обязаны предоставлять информацию из автоматизированных систем о выпущенных
документах.
Вместе с тем вопросы формирования бланков
документов посредством автоматизированных систем требуют рассмотрения
применительно к конкретной системе, используемой для формирования бланков
строгой отчетности.
В соответствии с
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 N 470 "Об
утверждении Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники,
используемой организациями и индивидуальными предпринимателями" Министерство
промышленности и торговли Российской Федерации утверждает технические
характеристики и параметры функционирования контрольно-кассовой техники,
которые содержат качественные и количественные нормы, определяющие технические
свойства и технические условия функционирования контрольно-кассовой техники.
При этом, по
нашему мнению, по своим параметрам функционирования автоматизированные системы
должны отвечать требованиям, предъявляемым к контрольно-кассовой технике, т.е.
обеспечивать защиту, фиксацию, хранение сведений о бланке документа.
Также следует отметить, что требования к
форме договора займа, а также отношения, возникающие между заимодавцем и
заемщиком при совершении сделок, регулируются гражданским законодательством,
которое рассматривает заемные правоотношения не как оказание услуг, а как
пользование имуществом.
В силу п. 1 ст. 2 Федерального закона
основными видами деятельности ломбарда - специализированной коммерческой
организации являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение
вещей.
Согласно п. 3 ст. 334 Гражданского
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) залог возникает в силу договора.
Соответственно, залог имущества, переданного ломбарду, возникает на основании
договора займа, предоставляемого ломбардом.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона по условиям договора займа ломбард (заимодавец)
передает на возвратной и возмездной основе на срок не более одного года заем
гражданину (физическому лицу) - заемщику, а заемщик, одновременно являющийся
залогодателем, передает ломбарду имущество, являющееся предметом залога.
Согласно п. 1 ст. 434 части первой
Кодекса договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для
совершения сделок, если законом для договоров данного вида не установлена
определенная форма.
На основании п. 2 ст. 7 Федерального
закона договор займа совершается в письменной форме и считается заключенным с
момента передачи заемщику суммы займа и передачи ломбарду закладываемой вещи.
Данное положение основано на норме п. 2 ст. 339 части первой Кодекса, согласно
которой договор о залоге должен быть заключен в письменной форме.
Требование о форме договора займа,
выдаваемого ломбардом, конкретизировано в п. 4 ст. 7 Федерального закона,
согласно которому договор займа оформляется выдачей ломбардом заемщику
залогового билета. Другой экземпляр залогового билета остается в ломбарде.
Залоговый билет является бланком строгой отчетности, форма которого утверждена
Приказом Минфина России от 14.01.2008 N 3н.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
26.05.2009