Проблемная ситуация: Предоставляются ли физическим
лицам, переселившимся из северных районов РФ, налоговые льготы по земельному
налогу в отношении земельных участков, находящихся под многоквартирными жилыми
домами, и прилегающих к домам территорий?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 27 мая 2009 г. N 03-05-06-02/41
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросам, относящимся к
компетенции Минфина России, и сообщает следующее.
В соответствии со ст. 65 Земельного
кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации
является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог
и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается
законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
На основании ст.
387 гл. 31 "Земельный налог" Налогового кодекса Российской Федерации
(далее - Налоговый кодекс) земельный налог устанавливается Налоговым кодексом и
нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных
образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с
Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов
муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих
муниципальных образований.
Согласно ст. 16
Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие
Жилищного кодекса Российской Федерации" земельный участок, на котором
расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты
недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного
кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный
кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность
собственников помещений в многоквартирном
доме.
В случае если
земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в
состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в
действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего
собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное
указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или
органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Формирование земельного участка, на
котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной
власти или органами местного самоуправления.
С момента формирования земельного участка
и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на
котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома
объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую
собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии со ст. 388 Налогового
кодекса налогоплательщиками земельного налога признаются организации и
физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве
постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого
владения.
При этом следует иметь в виду, что на
основании ст. 392 Налогового кодекса налоговая база в отношении земельных
участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого
из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка,
пропорционально его доле в общей долевой собственности.
Согласно п. 1 ст.
36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс)
собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей
долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, включающее
земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и
благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и
благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном
участке.
Доля в праве общей собственности на общее
имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме
пропорциональна размеру общей площади указанного помещения (п. 1 ст. 37
Жилищного кодекса).
Статьей 395 Налогового кодекса определены
категории налогоплательщиков, освобождаемых от уплаты земельного налога, а п. 5
ст. 391 Налогового кодекса установлены категории налогоплательщиков, для
которых при исчислении земельного налога налоговая база уменьшается на не
облагаемую налогом сумму в размере 10 000 руб. на одного налогоплательщика на
территории одного муниципального образования. Однако такая категория, как лица,
переселившиеся из северных территорий Российской Федерации, в данные категории
налогоплательщиков не включена.
Вместе с тем положения гл. 31
"Земельный налог" Налогового кодекса не исключают возможности
предоставления льгот по уплате земельного налога лицам, переселившимся из
северных территорий Российской Федерации.
Так, на основании п. 2 ст. 387 Налогового
кодекса при установлении земельного налога нормативными правовыми актами
представительных органов муниципальных образований могут устанавливаться
налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление
размера не облагаемой земельным налогом суммы для отдельных категорий
налогоплательщиков.
Таким образом, для решения вопроса о
предоставлении налоговых льгот по земельному налогу лицам, переселившимся из
северных территорий Российской Федерации, следует обращаться в представительный
орган муниципального образования, на территории которого располагается
земельный участок, занимаемый многоквартирным домом.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
27.05.2009