Проблемная ситуация: Одним из основных направлений
деятельности банка является кредитование физических лиц. Клиенты банка -
физические лица приглашаются на переговоры с целью установления сотрудничества
и заключения кредитных договоров. Нормативными документами банка предусмотрено,
что во время переговоров с физическими лицами о порядке и условиях выдачи
кредитов работник банка предлагает потенциальному клиенту питьевую воду, чай,
кофе, конфеты. Вправе ли банк для целей исчисления налога на прибыль учесть в
составе представительских расходов расходы на проведение переговоров с
физическими лицами - клиентами банка?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 27 мая 2009 г. N 03-03-06/1/351
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу об учете
представительских расходов при расчете налога на прибыль и сообщает следующее.
В соответствии с п.
2 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) к
представительским расходам относятся расходы налогоплательщика на официальный
прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в
переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества,
а также участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или
иного руководящего органа налогоплательщика, независимо от места проведения
указанных мероприятий. К
представительским расходам относятся расходы на проведение официального приема
(завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, а также
официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах,
транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения
представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно,
буфетное обслуживание во время переговоров, оплата услуг переводчиков, не
состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время
проведения представительских мероприятий.
К представительским расходам не относятся
расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний.
Вышеуказанное положение относит к
представительским расходам расходы на официальный прием и (или) обслуживание
представителей других организаций, однако полагаем, что к представительским
расходам также могут быть отнесены расходы на проведение переговоров с
физическими лицами - клиентами организации.
Представительские расходы в течение
отчетного (налогового) периода включаются в состав прочих расходов в размере,
не превышающем 4 процентов от расходов налогоплательщика на оплату труда за
этот отчетный (налоговый) период.
Согласно п. 1 ст. 252 Кодекса
налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов
(за исключением расходов, указанных в ст. 270 Кодекса).
Расходами признаются обоснованные и
документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265
Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются
экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально
подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами,
оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо
документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота,
применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены
соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими
произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о
командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в
соответствии с договором). Расходами
признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления
деятельности, направленной на получение дохода.
Вместе с тем
сообщаем, что согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации
от 04.06.2007 N 320-О-П нормы, содержащиеся в абз. 2
и 3 п. 1 ст. 252 Кодекса, не допускают их произвольного применения, поскольку
требуют установления объективной связи понесенных налогоплательщиком расходов с
направленностью его деятельности на получение прибыли, причем бремя доказывания
необоснованности расходов налогоплательщика возлагается на налоговые органы.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
27.05.2009