Проблемная ситуация: Налоговые органы проводят
выездные налоговые проверки структурных подразделений банка на предмет
своевременного исполнения банком поручений налогоплательщиков, инкассовых
поручений налоговых органов на перечисление налогов и сборов в бюджеты различных
уровней и внебюджетные фонды, решений о приостановлении операций по счетам
налогоплательщиков, своевременного извещения налоговых органов об открытии
(закрытии) банковских счетов. Решения о проведении выездных проверок
оформляются либо путем изменения в типовой форме Решения о проведении выездной
налоговой проверки предмета ее проведения, либо путем издания поручений
(решений) о проведении налоговых проверок по формам, не установленным
действующим законодательством. Вправе ли налоговые органы осуществлять проверку
исполнения банком обязанностей, предусмотренных в ст. ст. 46, 60, 76, 86 НК РФ,
путем проведения выездных налоговых проверок и истребовать при этом у банка
документы, подтверждающие исполнение указанных обязанностей банка?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 27 мая 2009 г. N 03-02-07/1-274
В Департаменте налоговой и
таможенно-тарифной политики с участием ФНС России рассмотрено письмо о
проведении налоговым органом выездной налоговой проверки банка по вопросам
исполнения им обязанностей, предусмотренных ст. ст. 46, 60, 76, 86 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), и сообщается следующее.
Налоговые органы действуют в пределах
своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.
3 ст. 30 Кодекса, ст. 3 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1
"О налоговых органах Российской Федерации").
Налоговые органы обязаны в силу пп. 2 п. 1 ст. 32 Кодекса осуществлять контроль
за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в
соответствии с ним нормативных правовых актов.
В соответствии с п. 1 ст. 82 Кодекса
налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми
агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке,
установленном Кодексом. Налоговый контроль проводится должностными лицами
налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок и
в других формах, предусмотренных Кодексом.
Кодексом не предусмотрено проведение
налоговых проверок банков в целях контроля выполнения ими обязанностей,
установленных ст. ст. 46, 60, 76 и 86 Кодекса, в том числе выездных налоговых
проверок.
Согласно п. 15 ст. 7 Закона Российской
Федерации "О налоговых органах Российской Федерации" налоговые органы
вправе контролировать выполнение кредитными организациями установленных
Кодексом обязанностей в порядке, утверждаемом ФНС России по согласованию с
Банком России. Такие обязанности банков установлены ст. ст. 46, 60, 76 и 86
Кодекса.
Налоговые органы также вправе истребовать
на основании пп. 10 п. 1 ст. 31 Кодекса и п. 1 ст. 7
Закона Российской Федерации "О налоговых органах Российской
Федерации" у банков документы, подтверждающие исполнение указанных
обязанностей.
В силу п. 4 ст. 7 Закона Российской
Федерации "О налоговых органах Российской Федерации" налоговые органы
вправе обследовать с соблюдением соответствующего законодательства Российской
Федерации при осуществлении своих полномочий помещения организаций.
Кроме того, налоговые органы вправе
требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемой организации
устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах (п. 5 ст. 7
Закона Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации").
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
27.05.2009