Проблемная ситуация: О порядке налогообложения НДФЛ
дохода физического лица от выполнения строительных работ на территории Турции.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 1 июня 2009 г. N 3-5-04/721@
Федеральная налоговая служба рассмотрела
запрос о порядке налогообложения дохода физического лица от выполнения
строительных работ на территории Турецкой Республики и сообщает следующее.
Механизм налогообложения указанного дохода
зависит от налогового статуса физического лица, определяемого за налоговый
период (календарный год), в котором получен такой доход.
Порядок определения статуса налогового
резидента - физического лица предусмотрен Федеральным законом N 137-ФЗ, вступившим
в силу с 01.01.2007, и применяется к доходам, полученным после 1 января 2007 г.
Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в
Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих
подряд месяцев.
Установление факта наличия статуса
налогового резидента связано с обязанностью налогоплательщика по исчислению и
уплате налога с полученных им доходов за соответствующий налоговый период, т.е.
календарный год.
С учетом положений ст. 209 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), если физическое лицо признается
налоговым резидентом Российской Федерации, то объектом налогообложения в России
выступают доходы, полученные таким лицом как от источников в Российской
Федерации, так и за ее пределами. Для физических лиц, не являющихся налоговыми
резидентами Российской Федерации, объектом налогообложения являются только
доходы, полученные от источников в России.
На основании положений пп. 6 п. 3 ст. 208 Кодекса к доходам, полученным от
источников за пределами Российской Федерации, относится вознаграждение за
выполненную работу в иностранном государстве.
Если физическое
лицо будет находиться на территории Российской Федерации более 183 дней в
течение соответствующего календарного года, то оно признается налоговым
резидентом Российской Федерации в этом налоговом периоде, и его вознаграждение
за выполненные работы или оказанные услуги на территории иностранного
государства подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц в
Российской Федерации по ставке 13%.
В то же время с
учетом положений п. 1, пп. "c" п. 2 и пп. "a" п. 3 ст. 15 Соглашения между
Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на
доходы от 15.12.1997 (далее - Соглашение) доходы налогового резидента России,
получаемые от выполнения работ на существующей более 18 месяцев российской
строительной площадке на территории Турции,
могут облагаться налогом в Турции.
Данное положение означает, что Турецкая
Республика вправе применить нормы своего внутреннего налогового
законодательства к указанным доходам налогового резидента России.
Статьей 22 Соглашения предусмотрено, что
если налоговый резидент России получает доход в Турции, который в соответствии
с положениями Соглашения может облагаться налогом в Турецкой Республике, сумма
налога на такой доход, уплаченная в Турции, будет вычтена из налога, взимаемого
с такого лица в Российской Федерации. Тем самым устраняется двойное
налогообложение.
Об указанном доходе
и об уплаченном за пределами России налоге на основании положений пп. 3 п. 1 ст. 228 и п. 1 ст. 229 Кодекса подается
налоговая декларация, представляемая в налоговый орган по месту жительства
физического лица в России в срок до 30 апреля года, следующего за календарным
годом, в котором такой доход был получен.
В случае если физическое лицо не будет
признано налоговым резидентом Российской Федерации в соответствующем налоговом
периоде, то его доходы от источников в иностранном государстве налогообложению
в России не подлежат.
Действительный
государственный советник РФ
3 класса
Е.Ю.ВЕЧКО
01.06.2009