Проблемная ситуация: ООО осуществляет оптовую торговлю
продуктами питания и планирует поставлять товар крупным торговым сетям
розничной торговли. По договору поставки обязательным является соглашение,
квалифицируемое как договор возмездного оказания услуг поставщику. Вправе ли
ООО учитывать при исчислении налога на прибыль расходы в виде стоимости услуг
магазинов по размещению товара на полках в оговоренном месте
в том числе как расходы на рекламу?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 2 июня 2009 г. N 03-03-06/1/366
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета в целях
налогообложения прибыли расходов в виде платы за услуги, оказываемые
организациями розничной торговли, и сообщает следующее.
При определении налоговой базы по налогу
на прибыль налогоплательщик - российская организация уменьшает полученные
доходы на сумму произведенных расходов в порядке, предусмотренном гл. 25
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
При этом ст. 252 НК РФ предусмотрены
критерии, в соответствии с которыми осуществленные затраты (за исключением
расходов, указанных в ст. 270 НК РФ) признаются расходами для целей
налогообложения и учитываются при определении налоговой базы по налогу на
прибыль.
Так, расходами признаются
обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях,
предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные)
налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются
экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными
расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в
соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются
любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности,
направленной на получение дохода.
В соответствии со ст. 506 Гражданского
кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору поставки
поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется
передать в обусловленный срок или сроки производимые
или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской
деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным
подобным использованием.
Кроме того, в соответствии с положениями
ст. 494 ГК РФ выставление в месте продажи (на прилавках, в витринах и т.п.)
товаров, демонстрация образцов или предоставление сведений о продаваемых
товарах (описаний, каталогов, фотоснимков товаров и т.п.) в
месте их продажи признаются публичной офертой в рамках договора
розничной купли-продажи.
Таким образом, плата поставщика-продавца
покупателю товаров за их размещение на полках магазинов в оговоренном месте не
связана с возникновением у покупателя обязанности передать
поставщику имущество (имущественные права), выполнить работы или оказать услуги
в рамках договора поставки. Соответственно, затраты поставщика-продавца по
оплате действий покупателя - организации розничной торговли, производимых
последним в рамках договора розничной купли-продажи, не могут рассматриваться
как экономически обоснованные расходы для целей налогообложения прибыли.
В то же время могут выделяться случаи,
когда заключенное между поставщиком-продавцом и покупателем (магазином)
соглашение определяет целенаправленное выполнение предприятием розничной
торговли за вознаграждение конкретных действий, обеспечивающих в итоге создание
конкретных обстоятельств, привлекающих дополнительное внимание покупателей к
наименованию и ассортименту товаров поставщика-продавца. Данное соглашение
может быть как заключено в виде отдельного договора на
выполнение услуг, так и являться составной частью сложного договора,
включающего в себя элементы других договоров (в том числе и договора поставки).
Согласно ст. 779 ГК РФ по договору
возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать
услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную
деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Если у
организации-заказчика (поставщика-продавца) есть основания полагать, что
целенаправленные оговоренные в договоре действия исполнителя (покупателя -
организации розничной торговли) способствуют привлечению внимания к товарам
определенного наименования, продаваемым поставщиком-продавцом, то такие
действия могут рассматриваться в качестве услуг по рекламе.
В таком случае при надлежащем
документальном подтверждении указанные расходы, как расходы на рекламу, могут
уменьшать размер налоговой базы по налогу на прибыль в соответствии с п. 4 ст.
264 НК РФ.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
02.06.2009