Проблемная ситуация: Небанковская кредитная
организация (НКО), имея лицензию на осуществление банковских операций,
осуществляет прием наличных денежных средств от граждан через терминалы
самообслуживания (ТС) и их перевод в адрес поставщиков услуг (сотовая связь,
ЖКХ, кредиты банков) без открытия банковского счета. Сеть терминалов НКО -
более 4000 штук. ТС осуществляет полистный прием купюр с дальнейшей их
транспортировкой в кассету. В результате сбоя в работе ТС или хищения денежных
средств неустановленными лицами возникают излишки (недостачи) денежных средств в размере от 10 до 500 руб. по каждому факту. Излишки
(недостачи) представляют собой разницу между фактически перечисленными деньгами
из кассеты, выгруженной из ТС, и "Отчетом от инкассации при выгрузке кассеты из ТС" по
данным процессингового центра. Каков порядок документального оформления
недостач в целях признания расходов при исчислении налога на прибыль?
Необходимо ли в связи с незначительностью сумм недостач по каждому случаю их
выявления обращаться в уполномоченные органы государственной власти для
подтверждения факта отсутствия виновных лиц?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 2 июня 2009 г. N 03-03-06/2/110
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета в целях
налогообложения прибыли убытков от недостач денежных купюр, получаемых через
терминалы самообслуживания, и исходя из содержащейся в
письме информации сообщает.
За разъяснениями по вопросу о порядке
документального оформления недостач денежных средств, возникающих в ходе работы
терминалов самообслуживания, следует обращаться в Центральный банк Российской
Федерации.
В соответствии с п.
1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) расходами
признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях,
предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные)
налогоплательщиком.
Согласно пп. 5
п. 2 ст. 265 Кодекса к внереализационным расходам приравниваются убытки,
полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, в частности
расходы в виде недостачи материальных ценностей в производстве и на складах, на
предприятиях торговли в случае отсутствия виновных лиц, а также убытки от
хищений, виновники которых не установлены. В данных случаях факт отсутствия
виновных лиц должен быть документально подтвержден уполномоченным органом
государственной власти.
Таким образом, при документальном
подтверждении факта отсутствия виновных в хищении имущества лиц уполномоченным
органом государственной власти для целей исчисления налога на прибыль
налогоплательщик может уменьшить полученные доходы на сумму внереализационных
расходов в виде убытков от хищений.
Статьей 151 Уголовно-процессуального
кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) перечислены органы
государственной власти, которые уполномочены в зависимости от рода
преступления, поименованного в соответствующих статьях Уголовного кодекса
Российской Федерации, производить предварительное следствие. В частности, по
хищениям имущества (ст. 158 Уголовного кодекса Российской Федерации)
предварительное следствие производится следователями органов внутренних дел
Российской Федерации.
При этом согласно пп.
1 п. 1 ст. 208 УПК РФ в случае неустановления лица,
подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, предварительное следствие по
уголовному делу приостанавливается, о чем следователь выносит соответствующее
постановление, копию которого направляет прокурору.
На основании пп.
13 п. 2 ст. 42 УПК РФ потерпевший вправе получить копию указанного постановления,
которым и подтверждается факт отсутствия виновных лиц.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
02.06.2009