Проблемная ситуация: Индивидуальный предприниматель
осуществляет предпринимательскую деятельность по сдаче в аренду нежилого
помещения, которое на плане выделено как самостоятельное, отгороженное
капитальными перегородками помещение, имеющее отдельный вход. Помещение передается
в аренду для осуществления арендаторами розничной торговли непродовольственными
товарами, при этом арендатор самостоятельно организует на арендованной площади
торговый зал для обслуживания покупателей (оборудует прилавком, витриной для
выкладки и демонстрации товаров, организует место для размещения ККТ и т.д.).
Подлежит ли деятельность индивидуального предпринимателя по передаче в аренду
помещения, в котором имеется торговый зал, переводу на ЕНВД? Если нет, то
вправе ли индивидуальный предприниматель применять УСН в отношении данной
деятельности?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 3 июня 2009 г. N 03-11-09/190
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения положений
гл. 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход
для отдельных видов деятельности" Налогового кодекса Российской Федерации
(далее - Кодекс) и на основании информации, изложенной в письме, сообщает
следующее.
В соответствии с пп. 13 п. 2 ст. 346.26 Кодекса система налогообложения в
виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может
применяться, в частности, в отношении предпринимательской деятельности в сфере
оказания услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование торговых
мест, расположенных в объектах стационарной торговой сети, не имеющих торговых
залов, объектов нестационарной торговой сети, а также объектов организации общественного питания, не имеющих зала
обслуживания посетителей.
Согласно ст. 346.27 Кодекса под
стационарной торговой сетью понимается торговая сеть, расположенная в
предназначенных и (или) используемых для ведения торговли зданиях, строениях,
сооружениях, подсоединенных к инженерным коммуникациям.
Под стационарной
торговой сетью, не имеющей торговых залов, понимается торговая сеть,
расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях, строениях и
сооружениях (их частях), не имеющих обособленных и специально оснащенных для
этих целей помещений, а также в зданиях, строениях и сооружениях (их частях),
используемых для заключения договоров розничной купли-продажи, а также для
проведения торгов. К данной категории
торговых объектов относятся крытые рынки (ярмарки), торговые комплексы, киоски,
торговые автоматы и другие аналогичные объекты.
При этом под
стационарной торговой сетью, имеющей торговые залы, понимается торговая сеть,
расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях и строениях (их
частях), имеющих оснащенные специальным оборудованием обособленные помещения,
предназначенные для ведения розничной торговли и обслуживания покупателей. К данной категории торговых объектов относятся магазины и павильоны.
Таким образом, если в помещении,
передаваемом в аренду, выделена площадь торгового зала, то такой торговый объект
следует относить к объектам стационарной торговой сети, имеющим торговый зал,
то есть такой объект является магазином или павильоном.
Деятельность по передаче в аренду
магазинов и павильонов, а также их частей не относится к предпринимательской
деятельности в сфере оказания услуг по передаче во временное владение и (или) в
пользование торговых мест, и, соответственно, данный вид деятельности не
подлежит переводу на уплату единого налога на вмененный доход.
В связи с этим предпринимательская
деятельность, связанная с передачей в аренду помещения, в котором имеется
торговый зал, подлежит налогообложению в общеустановленном порядке или может
быть переведена на упрощенную систему налогообложения при соблюдении положений
гл. 26.2 Кодекса.
Также обращаем
внимание, что согласно Положению о Министерстве финансов Российской Федерации
(далее - Минфин России), утвержденному Постановлением Правительства Российской
Федерации от 30.06.2004 N 329 (далее - Положение), и Регламенту Минфина России,
утвержденному Приказом Минфина России от 23.03.2005 N 45н (далее - Регламент),
в Минфине России рассматриваются индивидуальные и коллективные обращения
граждан и организаций по вопросам, находящимся в сфере ведения Министерства.
При этом в соответствии с Положением и
Регламентом в Минфине России, если законодательством не установлено иное, не
рассматриваются по существу обращения по проведению экспертизы договоров,
учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных
хозяйственных ситуаций.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
03.06.2009