Проблемная ситуация: Об отсутствии
оснований для признания объектом налогообложения по НДС услуг по сдаче в аренду
морских судов с экипажем для вылова и переработки водных биологических ресурсов
в исключительной экономической зоне Российской Федерации, оказываемых российской
организацией российским организациям в 2005 - 2006 гг.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 3 июня 2009 г. N 03-07-08/119
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о применении
налога на добавленную стоимость в отношении услуг по сдаче в аренду
морских судов с экипажем для вылова и переработки водных биологических ресурсов
в исключительной экономической зоне Российской Федерации, оказываемых
российской организацией российским организациям в 2005 - 2006 гг., и сообщает
следующее.
Подпунктом 1 п. 1 ст. 146 гл. 21
"Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - Кодекс) установлено, что объектом налогообложения налогом на
добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг)
на территории Российской Федерации.
Порядок определения места реализации
работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен
нормами ст. 148 Кодекса.
Согласно нормам ст. 148 Кодекса в
редакции, действовавшей до 1 января 2006 г., место реализации услуг по
предоставлению в пользование морских судов по договору аренды с экипажем
определялось на основании пп. 5 п. 1 данной статьи
Кодекса по месту осуществления деятельности организации, оказывающей такие услуги.
Таким образом, местом реализации услуг по
сдаче в аренду морских судов с экипажем для вылова и переработки водных
биологических ресурсов в исключительной экономической зоне Российской
Федерации, оказываемых российской организацией российским организациям в 2005
г., признавалась территория Российской Федерации и
указанные услуги подлежали налогообложению налогом на добавленную стоимость в
соответствии с п. 3 ст. 164 Кодекса по ставке в размере 18 процентов.
Федеральным законом
от 22.07.2005 N 119-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй
Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу
отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и
сборах", вступившим в силу с 1 января 2006 г., в ст. 148 Кодекса внесены
изменения, уточняющие порядок определения места реализации услуг при
предоставлении транспортных средств (включая морские суда) по договору фрахтования.
Так, согласно пп. 4.1 п. 1 ст. 148 Кодекса в редакции, действующей после
1 января 2006 г., местом реализации услуг по предоставлению морских судов по
договору фрахтования (включая договор аренды с экипажем), предполагающему
перевозку на этих судах, признается территория Российской Федерации, если
данные услуги оказываются российской организацией и пункт отправления и (или)
пункт назначения находятся на территории Российской Федерации. При этом в соответствии с пп.
5 п. 1.1 данной статьи Кодекса местом реализации услуг, непосредственно
связанных с фрахтованием и не перечисленных в указанном пп.
4.1 п. 1 ст. 148 Кодекса, территория Российской Федерации не признается.
Поэтому местом реализации услуг по предоставлению морских
судов с экипажем во временное пользование для осуществления видов деятельности
за пределами территории Российской Федерации, не перечисленных в пп. 4.1 п. 1 ст. 148 Кодекса, оказываемых российскими
организациями российским организациям, территория Российской Федерации не
признается.
Необходимо отметить, что на основании ст.
67 Конституции Российской Федерации территория Российской Федерации включает в
себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, а также
воздушное пространство над ними. При этом согласно ст. 2 Федерального закона от
31.07.1998 N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей
зоне Российской Федерации" под территориальным морем понимается
примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс
шириной 12 морских миль.
В соответствии со ст. 1 Федерального
закона от 17.12.1998 N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне
Российской Федерации" исключительной экономической зоной Российской
Федерации является морской район, находящийся за пределами территориального
моря Российской Федерации и прилегающий к нему, с особым правовым режимом.
Таким образом, исключительная
экономическая зона Российской Федерации не является территорией Российской
Федерацией.
Учитывая
изложенное, по нашему мнению, местом реализации услуг по сдаче в аренду морских
судов с экипажем для вылова и переработки водных биологических ресурсов в
исключительной экономической зоне Российской Федерации, оказываемых российской
организацией российским организациям в 2006 г., территория Российской Федерации
не признавалась и указанные услуги объектом налогообложения налогом на
добавленную стоимость в Российской Федерации не являлись.
Одновременно сообщаем, что настоящее
письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил,
конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым
актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138
направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер
по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах
и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах
в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н.А.КОМОВА
03.06.2009