Проблемная ситуация: Каков порядок учета в целях
исчисления налога на прибыль расходов организации на ремонт основных средств,
арендованных у индивидуального предпринимателя?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 7 июня 2009 г. N 03-03-06/2/131
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке учета для
целей налогообложения расходов на ремонт основных средств и сообщает следующее.
При определении налоговой базы по налогу
на прибыль налогоплательщик - российская организация уменьшает полученные
доходы на сумму произведенных расходов в порядке, предусмотренном гл. 25
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
При этом ст. 252 Кодекса предусмотрены
критерии, в соответствии с которыми осуществленные затраты (за исключением
расходов, указанных в ст. 270 Кодекса) признаются расходами для целей
налогообложения и учитываются при определении налоговой базы по налогу на
прибыль.
Так, расходами
признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях,
предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные)
налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются
экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально
подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами,
оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо
документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота,
применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены
соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими
произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о
командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в
соответствии с договором).
Расходами признаются любые затраты при
условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на
получение дохода.
Обоснованность расходов, учитываемых при
расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств,
свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект
в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.
Учитывая, что в налоговом
законодательстве не используется понятие экономической целесообразности и не
регулируются порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности,
обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы,
не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности,
эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической
деятельности (ст. 8 ч. 1 Конституции Российской Федерации) налогоплательщик
осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и
единолично оценивать ее эффективность и целесообразность. При этом проверка
экономической обоснованности произведенных налогоплательщиком расходов
осуществляется налоговыми органами во время мероприятий налогового контроля,
порядок проведения которого установлен Кодексом.
Одновременно сообщаем, что в соответствии
со ст. 260 Кодекса расходы на ремонт основных средств, произведенные
налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей
налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были
осуществлены, в размере фактических затрат.
Указанное положение ст. 260 Кодекса
применяется также в отношении расходов арендатора амортизируемых основных
средств, если договором (соглашением) между сторонами возмещение указанных
расходов арендодателем не предусмотрено.
При этом расходы на
ремонт основных средств, не являющихся амортизируемым имуществом в налоговом
учете арендодателя (имущество, арендованное у налогоплательщиков, применяющих
специальные налоговые режимы, физических лиц и др.), по мнению Департамента,
могут быть учтены для целей налогообложения прибыли организаций на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 Кодекса при условии, что такие расходы обоснованны и документально подтверждены надлежащим
образом.
Учитывая изложенное,
расходы на ремонт основных средств, арендованных у индивидуального
предпринимателя, не подлежащие компенсации арендодателем, учитываются для целей
налогообложения прибыли организаций в составе прочих расходов при условии их
соответствия критериям, установленным п. 1 ст. 252 Кодекса.
Одновременно сообщаем, что настоящее
письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил,
конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым
актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138
направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер
по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах
и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах
в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН
07.06.2009