Проблемная ситуация: С целью продвижения на рынке
своей продукции организация, являющаяся оптовым поставщиком товаров,
приобретает у магазинов услугу по дополнительной выкладке товаров в торговом
зале. Оказание данных услуг оформляется договорами поставки или договорами на
оказание услуг. Вправе ли организация-поставщик учесть расходы в виде стоимости
данной услуги в составе расходов в целях исчисления налога на прибыль?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 9 июня 2009 г. N 03-03-06/1/371
В связи с письмами по вопросам
налогообложения Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает,
что согласно п. 11.4 Регламента Минфина России от 23.03.2005 N 45н обращения
организаций и индивидуальных предпринимателей по оценке конкретных хозяйственных
ситуаций в Департаменте не рассматриваются.
Одновременно сообщаем, что при
определении налоговой базы по налогу на прибыль налогоплательщик - российская
организация уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов в
порядке, предусмотренном гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее
- НК РФ).
При этом ст. 252 НК РФ предусмотрены
критерии, в соответствии с которыми осуществленные затраты (за исключением
расходов, указанных в ст. 270 НК РФ) признаются расходами для целей налогообложения
и учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Так, расходами
признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях,
предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные)
налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются
экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными
расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в
соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются
любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности,
направленной на получение дохода.
В соответствии со ст. 506 Гражданского
кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору поставки
поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется
передать в обусловленный срок или сроки производимые
или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской
деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным
подобным использованием.
Кроме того, в соответствии с положениями
ст. 494 ГК РФ выставление в месте продажи (на прилавках, в витринах и т.п.)
товаров, демонстрация образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах
(описаний, каталогов, фотоснимков товаров и т.п.) в месте
их продажи признаются публичной офертой в рамках договора розничной
купли-продажи.
Таким образом, плата поставщика-продавца
покупателю товаров за их размещение на полках магазинов в оговоренном месте не
связана с возникновением у покупателя обязанности передать
поставщику имущество (имущественные права), выполнить работы или оказать услуги
в рамках договора поставки. Соответственно, затраты поставщика-продавца по
оплате действий покупателя - организации розничной торговли, производимых
последним в рамках договора розничной купли-продажи, не могут рассматриваться
как экономически обоснованные расходы для целей налогообложения прибыли.
В то же время могут выделяться случаи,
когда заключенное между поставщиком-продавцом и покупателем (магазином)
соглашение определяет целенаправленное выполнение предприятием розничной
торговли за вознаграждение конкретных действий, обеспечивающих в итоге создание
конкретных обстоятельств, привлекающих дополнительное внимание покупателей к
наименованию и ассортименту товаров поставщика-продавца. Данное соглашение
может быть как заключено в виде отдельного договора на
выполнение услуг, так и являться составной частью сложного договора,
включающего в себя элементы других договоров (в том числе и договора поставки).
Согласно ст. 779 ГК РФ по договору
возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать
услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную
деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Если у
организации-заказчика (поставщика-продавца) есть основания полагать, что
целенаправленные оговоренные в договоре действия исполнителя (покупателя -
организации розничной торговли) способствуют привлечению внимания к товарам определенного
наименования, продаваемым поставщиком-продавцом, то такие действия могут
рассматриваться в качестве услуг по рекламе.
В таком случае при надлежащем
документальном подтверждении указанные расходы как расходы на рекламу могут
уменьшать размер налоговой базы по налогу на прибыль в соответствии с п. 4 ст.
264 НК РФ.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
09.06.2009