Проблемная ситуация: Возможно ли увеличение срока
амортизации для целей использования контрольно-кассовой техники, исключенной из
Государственного реестра, или продление срока ее эксплуатации на срок,
определенный лицом, обеспечивающим производство, распространение и техническую
поддержку соответствующей модели контрольно-кассовой техники?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 9 июня 2009 г. N 03-01-15/6-292
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения
контрольно-кассовой техники и сообщает.
В соответствии с п.
1 ст. 3 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении
контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и
(или) расчетов с использованием платежных карт" при осуществлении наличных
денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт на
территории Российской Федерации применяются модели контрольно-кассовой техники,
включенные в Государственный реестр.
На основании п. 5 ст. 3 указанного Закона
в случае исключения из Государственного реестра ранее применявшихся моделей
контрольно-кассовой техники их дальнейшая эксплуатация осуществляется до
истечения нормативного срока их амортизации.
Конституционный Суд
Российской Федерации в Определении от 17.10.2006 N 436-О рассматривая вопрос о
конституционности пункта 5 статьи 3 Федерального закона "О применении
контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и
(или) расчетов с использованием платежных карт" указал, что ведение
Государственного реестра контрольно-кассовой техники как совокупности сведений
о моделях контрольно-кассовой техники, применяемых на территории Российской
Федерации, осуществляется на основании заключений и сертификатов органов, производящих экспертизу и сертификацию моделей
контрольно-кассовых машин, заключений по результатам экспертизы технических и
функциональных характеристик моделей в соответствии с техническими требованиями
к контрольно-кассовым машинам; учитывается также соответствие моделей
государственным стандартам, установленным в данной сфере, возможность их
адаптации к изменяющимся требованиям по учету денежной выручки, связанных прежде всего с отражением фискальных данных на
контрольной ленте и в фискальной памяти комплекса программно-аппаратных средств
в составе контрольно-кассовой техники, обеспечивающих некорректируемую
ежесуточную (ежесменную) регистрацию и энергонезависимое долговременное
хранение итоговой информации, необходимой для полного учета наличных денежных
расчетов в целях правильного исчисления налогов.
Установление таких
правил обусловлено целями недопущения проникновения на российский рынок для
приобретения организациями и индивидуальными предпринимателями
контрольно-кассовой техники, морально устаревшей и более не отвечающей
предъявляемым к ней требованиям, защиты интересов производителей, поставщиков и
пользователей, а также повышения ответственности поставщиков за соответствие
техники эталонным образцам и призвано осуществить должный контроль со стороны
налоговых органов за полнотой учета наличных денежных расчетов и формированием налоговой базы предпринимателей.
Вопрос о том, каким
конкретно должен быть срок полезного использования (нормативный срок
амортизации) контрольно-кассовой техники, должен решаться на основе
экономической и учетно-организационной целесообразности (Определение
Конституционного Суда Российской Федерации от 17.10.2006 N 436-О "Об
отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Бухаловой
Светланы Васильевны на нарушение ее конституционных прав п. 5 ст. 3
Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при
осуществлении наличных денежных
расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт").
В целях гл. 25 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс) амортизируемым имуществом признаются имущество,
результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной
собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности
(если иное не предусмотрено гл. 25 Кодекса), используются им для извлечения
дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации.
Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного
использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 20 000 руб.
В соответствии со ст. 258 Кодекса
амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в
соответствии со сроками его полезного использования. Сроком полезного
использования признается период, в течение которого объект основных средств или
объект нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности
налогоплательщика. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком
самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого
имущества в соответствии с положениями названной статьи Кодекса и с учетом
Классификации основных средств, утвержденной Постановлением Правительства
Российской Федерации от 01.01.2002 N 1.
Контрольно-кассовая техника является
средством механизации и автоматизации управленческого и инженерного труда и
отнесена к четвертой амортизационной группе (имущество со сроком полезного
использования свыше 5 лет до 7 лет включительно).
Таким образом, в случае исключения модели
контрольно-кассовой техники из Государственного реестра в целях определения
возможности ее дальнейшего использования следует исходить из нормативного срока
амортизации, составляющего до 7 лет включительно, независимо от первоначальной
стоимости такой техники.
Вместе с тем отнесение имущества к амортизируемому имеет значение для целей списания затрат на
его приобретение в расходы организаций. В этой связи полагаем, что порядок
определения срока дальнейшей эксплуатации моделей контрольно-кассовой техники,
исключенных из Государственного реестра, заслуживает внимания. Однако
принципиальным является не срок возможного использования контрольно-кассовой
техники исходя из технических характеристик, а ее соответствие действующим
требованиям, предъявляемым к технике, в частности, по эксплуатации в фискальном
режиме, обеспечению некорректируемой регистрации информации, энергонезависимому
долговременному хранению информации и другим.
Учитывая изложенное, предложение об
увеличении срока амортизации для целей использования контрольно-кассовой
техники, исключенной из Государственного реестра, или продлении срока ее
эксплуатации на срок, определенный лицом, обеспечивающим производство,
распространение и техническую поддержку соответствующей модели
контрольно-кассовой техники, не поддерживается.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
09.06.2009