Проблемная ситуация: Жилищно-строительный кооператив
(ЖСК), применяющий УСН, ежемесячно получает плату в виде фиксированного платежа
от его членов - жильцов дома за горячую и холодную воду. Расчеты с поставщиками
осуществляются на основании установленных в доме счетчиков воды. Общим
собранием членов ЖСК принято решение о направлении денежных средств, остающихся
после осуществления расчетов с организациями, оказывающими коммунальные услуги,
в фонд капитального ремонта. Включаются ли в налоговую базу по налогу, уплачиваемому
в связи с применением УСН, указанные денежные средства?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 10 июня 2009 г. N 03-11-06/2/98
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке применения
положений гл. 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и на основании информации,
изложенной в письме, сообщает следующее.
Согласно п. 3 ст. 50 Гражданского кодекса
Российской Федерации юридические лица, являющиеся некоммерческими
организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов,
общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений,
благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных
законом.
В соответствии со ст. 110 Жилищного
кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилищным или жилищно-строительным
кооперативом признается добровольное объединение граждан и (или) юридических
лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а
также управления жилыми и нежилыми помещениями в кооперативном доме. Члены
жилищно-строительного кооператива своими средствами участвуют в строительстве,
реконструкции и последующем содержании многоквартирного дома. Жилищные и
жилищно-строительные кооперативы являются потребительскими кооперативами.
Согласно п. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и
организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и
коммунальные услуги.
Пунктом 5 ст. 155
ЖК РФ установлено, что члены товарищества собственников жилья либо жилищного
кооператива или иного специализированного потребительского кооператива,
созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с
федеральным законом о таком кооперативе, вносят обязательные платежи и (или)
взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный
ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами
управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного
кооператива или органами иного специализированного потребительского
кооператива.
В соответствии со ст. 346.15 Кодекса
налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, учитывают
доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 Кодекса, и
внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 Кодекса.
При определении объекта налогообложения
налогоплательщики не учитывают доходы, указанные в ст. 251 Кодекса.
Пунктом 2 ст. 251 Кодекса установлено,
что при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за
исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся
целевые поступления из бюджета и целевые поступления на содержание
некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие
безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные
указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели
указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов),
полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.
К целевым
поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной
деятельности относятся, в частности, осуществленные в соответствии с
законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях
вступительные взносы, членские взносы, паевые взносы, пожертвования,
признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской
Федерации, а также отчисления на формирование в установленном ст. 324 Кодекса
порядке резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья, жилищному
кооперативу, садоводческому, садово-огородному, гаражно-строительному,
жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному
потребительскому кооперативу их членами.
Статьей 324 Кодекса установлено, что
налогоплательщик, образующий резерв предстоящих расходов на ремонт,
рассчитывает отчисления в такой резерв, исходя из совокупной стоимости основных
средств, рассчитанной в соответствии с порядком, установленным п. 2 ст. 324
Кодекса, и нормативов отчислений, утверждаемых налогоплательщиком
самостоятельно в учетной политике для целей налогообложения.
При определении нормативов отчислений в
резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств налогоплательщик обязан
определить предельную сумму отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт
основных средств, исходя из периодичности осуществления ремонта объекта
основных средств, частоты замены элементов основных средств (в частности,
узлов, деталей, конструкций) и сметной стоимости указанного ремонта. При этом
предельная сумма резерва предстоящих расходов на указанный ремонт не может
превышать среднюю величину фактических расходов на ремонт, сложившуюся за
последние три года. Если налогоплательщик осуществляет
накопление средств для проведения особо сложных и дорогих видов капитального
ремонта основных средств в течение более одного налогового периода, то
предельный размер отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных
средств может быть увеличен на сумму отчислений на финансирование указанного
ремонта, приходящегося на соответствующий налоговый период в соответствии с
графиком проведения указанных видов ремонта, при условии, что в предыдущих
налоговых периодах указанные либо аналогичные ремонты не осуществлялись.
Таким образом,
плата членов жилищно-строительного кооператива за услуги (работы) по
обеспечению надлежащего санитарного, противопожарного и технического состояния
жилого дома и придомовой территории, технической инвентаризации жилого дома,
содержанию и текущему ремонту жилых и нежилых помещений, а также плата за
коммунальные услуги является доходом от реализации работ, услуг и учитывается
жилищно-строительным кооперативом при определении налоговой базы по налогу,
уплачиваемому в связи с применением
упрощенной системы налогообложения.
Если согласно
уставу, утвержденному общим собранием членов жилищно-строительного кооператива,
на кооператив возложены обязанности по обеспечению надлежащего санитарного,
противопожарного и технического состояния жилого дома и придомовой территории,
технической инвентаризации жилого дома, предоставлению коммунальных услуг,
содержанию и текущему ремонту жилых и нежилых помещений и при этом жилищно-строительный
кооператив от своего имени заключает договоры с производителями (поставщиками)
данных услуг (работ), действуя при этом от своего
имени и за счет членов кооператива, то средства, поступающие на счет
кооператива, учитываются в порядке, предусмотренном пп.
9 п. 1 ст. 251 Кодекса.
В соответствии с пп. 9 п. 1 ст. 251 Кодекса к доходам, не учитываемым при
определении налоговой базы, относятся, в частности, доходы в виде имущества
(включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному
поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому
договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат,
произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя,
если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента
и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К
указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
10.06.2009