Проблемная ситуация: Об отсутствии оснований для
признания объектом налогообложения налогом на имущество организаций имущества
(здания гаража), находящегося на балансе таможни, переданного по договору ссуды
во временное безвозмездное пользование для нужд пограничной службы.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 июня 2009 г. N 03-05-04-01/42
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о применении пп.
2 п. 4 ст. 374 Налогового кодекса Российской Федерации при передаче в
безвозмездное временное пользование по договору ссуды для нужд пограничной
службы имущества, закрепленного на праве оперативного управления за таможней, и
сообщает.
Согласно п. 1 ст.
374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектами
налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое
имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в
пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную
деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на
балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для
ведения бухгалтерского учета, если иное не
предусмотрено ст. 378 Кодекса.
В соответствии с пп. 2 п. 4 ст. 374 Кодекса имущество, принадлежащее на
праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам
исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или)
приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны,
гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в
Российской Федерации, не признается объектом обложения налогом на имущество
организаций.
Перечень органов, в
которых предусмотрена военная служба, определен в ст. 2 Федерального закона от
28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее -
Федеральный закон N 53-ФЗ), в частности, военная служба исполняется гражданами
в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также во внутренних войсках
Министерства внутренних дел Российской Федерации, в войсках гражданской обороны
(далее - другие войска), инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах
исполнительной власти (далее - воинские формирования), Службе внешней разведки
Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, федеральном
органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной
охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов
государственной власти Российской Федерации (далее - органы), воинских
подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное
время специальных формированиях, а также иностранными гражданами в Вооруженных
Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и
органах.
Постановлением
Правительства Российской Федерации от 26.07.2006 N 459 "О Федеральной
таможенной службе" определено, что Федеральная таможенная служба является
уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в
соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке
государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и
надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и
специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями. Федеральная
таможенная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через
таможенные органы и представительства Службы за рубежом.
Кроме того, согласно Указу Президента
Российской Федерации от 22.12.1993 N 2253 "Об отнесении таможенных органов
Российской Федерации к государственным военизированным организациям" и
Федеральному закону от 21.07.1997 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах
Российской Федерации" таможенные органы входят в систему
правоохранительных органов Российской Федерации и отнесены к государственным
военизированным организациям.
Таможенные органы в соответствии со ст.
ст. 401 и 402 Таможенного кодекса Российской Федерации составляют единую
федеральную централизованную систему, в которую входят федеральная служба,
уполномоченная в области таможенного дела, региональные таможенные управления,
таможни и таможенные посты.
Поэтому имущество Федеральной таможенной
службы и ее территориальных органов, используемое с целью реализации полномочий
в установленной сфере деятельности для обеспечения безопасности и охраны
правопорядка в Российской Федерации, не признается объектом налогообложения
налогом на имущество организаций.
Учитывая вышеизложенное, полагаем, что
находящееся на балансе таможни имущество, переданное по договору ссуды во
временное безвозмездное пользование для нужд пограничной службы, не признается
объектом налогообложения на основании пп. 2 п. 4 ст.
374 Кодекса во взаимосвязи со ст. 2 Федерального закона N 53-ФЗ.
Кроме того,
необходимо иметь в виду, что предназначенный для обеспечения безопасности и
охраны правопорядка объект недвижимого имущества (здание гаража) учитывается в
бухгалтерском учете в составе основных средств как один единый инвентарный
объект, следовательно, вне зависимости от целевого использования отдельных его
помещений организация вправе применять нормы пп. 2 п.
4 ст. 374 Кодекса в отношении данного неделимого объекта недвижимого имущества
(здания гаража).
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН
16.06.2009