Проблемная ситуация: Признаются ли рекламными услугами
в целях применения НДС услуги по организации выставок на территории РФ,
проводимых с целью рекламирования продукции? Каков порядок налогообложения НДС
при оказании данных услуг российскими организациями иностранным организациям,
не зарегистрированным на территории РФ?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 17 июня 2009 г. N 03-07-08/135
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о применении
налога на добавленную стоимость в отношении услуг по организации выставок на
территории Российской Федерации, оказываемых российской организацией
иностранной организации, и сообщает.
Согласно п. 1 ст. 146 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс) операции по реализации товаров (работ,
услуг) на территории Российской Федерации признаются объектом налогообложения
налогом на добавленную стоимость.
В соответствии со
ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" под
рекламой понимается информация, распространяемая любым способом, в любой форме
и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и
направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или
поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Участниками отношений, возникающих в процессе производства,
размещения и распространения рекламы, являются рекламодатель, рекламопроизводитель и рекламораспространитель.
При этом рекламораспространителем является лицо,
осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с
использованием любых средств.
Учитывая изложенное,
по нашему мнению, услуги по организации выставки на территории Российской
Федерации с целью рекламирования продукции для целей применения налога на
добавленную стоимость следует относить к категории рекламных услуг.
Порядок определения места реализации
работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен
нормами пп. 4 п. 1 и пп. 4
п. 1.1 ст. 148 Кодекса. Так, согласно положениям данной статьи Кодекса место
реализации рекламных услуг определяется по месту деятельности покупателя,
приобретающего такие услуги. В связи с этим в случае если покупателем таких
услуг является иностранная организация, осуществляющая деятельность на
территории иностранного государства, то местом реализации указанных услуг
территория Российской Федерации не признается.
Таким образом, услуги по организации
выставки на территории Российской Федерации с целью рекламирования продукции,
оказываемые российской организацией иностранной организации, объектом
налогообложения налогом на добавленную стоимость на территории Российской
Федерации не являются.
Одновременно сообщаем, что настоящее
письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил,
конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым
актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138
направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер
по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах
и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах
в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н.А.КОМОВА
17.06.2009