Проблемная ситуация: ООО оказывает услуги по
организации перевозки и перевозке товаров, импортируемых в РФ с территории
иностранного государства с использованием автомобильного транспорта. В случае неподтверждения организацией права на применение нулевой
ставки НДС в отношении указанных услуг и непредставления документов,
обосновывающих правомерность применения нулевой ставки, НДС в размере 18
процентов подлежит уплате организацией за счет собственных средств. Правомерно
ли применение российской организацией ставки НДС в размере 0 процентов в
отношении оказываемых ею услуг по организации перевозки и перевозке товаров,
импортируемых в РФ с использованием автомобильного транспорта, в случае
отсутствия у налогоплательщика указанных документов? Будет ли являться
основанием для принятия к вычету счет-фактура с указанием НДС в размере 18
процентов, выставленный налогоплательщиком в случае отсутствия у организации
документов, обосновывающих право на применение нулевой ставки по НДС?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 17 июня 2009 г. N 03-07-08/134
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о применении налога на
добавленную стоимость в отношении услуг по организации перевозки и перевозке
товаров, ввозимых в Российскую Федерацию с использованием автомобильного
транспорта, оказываемых российской организацией, и сообщает следующее.
Согласно пп. 2
п. 1 ст. 164 гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) услуги по организации перевозок и
перевозке товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, выполняемые
российскими организациями или индивидуальными предпринимателями, облагаются
налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 0 процентов. При этом для обоснования права на применение нулевой ставки налога
на добавленную стоимость в отношении указанных услуг налогоплательщики
должны представить в налоговые органы документы, предусмотренные п. 4 ст. 165
Кодекса.
Таким образом, при оказании российской
организацией услуг по организации перевозки и перевозке товаров, ввозимых на
территорию Российской Федерации с территории иностранного государства с
использованием автомобильного транспорта, применяется нулевая ставка налога на
добавленную стоимость.
В соответствии с п. 1 ст. 169 Кодекса
суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при
приобретении товаров (работ, услуг), принимаются к вычету на основании
счетов-фактур, выставленных продавцами указанных товаров (работ, услуг). При
этом п. 2 данной статьи Кодекса предусмотрено, что счета-фактуры, составленные
и выставленные с нарушением порядка, установленного п. 5 ст. 169 Кодекса, в том
числе в части размера применяемой ставки налога на добавленную стоимость, не
могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм
налога к вычету или возмещению.
Следует отметить, что права
налогоплательщику отказаться от применения ставки налога на добавленную
стоимость в размере 0 процентов в случае отсутствия у налогоплательщиков
вышеуказанных документов и, соответственно, изменить размер ставки налога,
применяемый в отношении осуществляемых операций, нормами гл. 21 Кодекса не
предоставлено.
Поэтому при
оказании предусмотренных пп. 2 п. 1 ст. 164 Кодекса
услуг по организации перевозки и перевозке ввозимых на территорию Российской
Федерации автомобильным транспортом товаров налогоплательщик в счетах-фактурах,
предъявляемых покупателю услуг по организации перевозки и перевозке, должен
указывать ставку налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов
независимо от наличия на этом момент у продавца таких услуг документов,
обосновывающих правомерность применения
нулевой ставки.
Учитывая изложенное,
счета-фактуры, выставленные продавцом, оказывающим услуги по организации
перевозки и перевозке ввозимых товаров, облагаемые по нулевой ставке налога на
добавленную стоимость, с указанием иного размера ставки этого налога, не могут
являться основанием для принятия у покупателя к вычету сумм налога,
неправомерно предъявленных продавцом услуг.
Одновременно сообщаем, что настоящее
письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил,
конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым
актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138
направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер
по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах
и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах
в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н.А.КОМОВА
17.06.2009