Проблемная ситуация: О порядке исчисления и уплаты НДС
при реализации арестованного имущества.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 18 июня 2009 г. N 03-07-11/163
В связи с запросом
о применении налога на добавленную стоимость при реализации арестованного имущества Департамент налоговой и таможенно-тарифной
политики сообщает.
Согласно п. 4 ст. 161 гл. 21 "Налог
на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее -
Кодекс) при реализации на территории Российской Федерации имущества,
реализуемого по решению суда, налоговая база определяется исходя из цены
реализуемого имущества (ценностей), определяемой с учетом положений ст. 40
Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров). В этом случае налоговыми
агентами признаются органы, организации или индивидуальные предприниматели,
уполномоченные осуществлять реализацию указанного имущества.
В соответствии со ст. 24 Кодекса
налоговые агенты перечисляют налоги в порядке, предусмотренном Кодексом для
уплаты налога налогоплательщиком. За неисполнение или ненадлежащее исполнение
возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании п. 1 ст. 168 Кодекса при
реализации товаров вышеуказанные налоговые агенты дополнительно к цене
реализуемых товаров обязаны предъявить к оплате покупателям соответствующую
сумму налога на добавленную стоимость. Поэтому в отчетах об оценке выставляемого
на торги имущества, а также в отчетах о произведенной оценке, составляемых
судебными приставами-исполнителями в соответствии со ст. 85 Федерального закона
от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", по нашему
мнению, целесообразно указывать цену имущества с выделением налога на
добавленную стоимость.
При реализации арестованного имущества,
принадлежащего разным категориям субъектов права собственности на него, следует
иметь в виду, что на основании вышеуказанной ст. 24 Кодекса налоговыми агентами
признаются лица, на которых в соответствии с Кодексом возложены обязанности по
исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную
систему Российской Федерации. В связи с этим при реализации имущества во
исполнение судебных решений, вынесенных в отношении физических лиц, не
являющихся налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, уполномоченные
лица, осуществляющие реализацию такого имущества, налоговыми агентами не
являются и на них, соответственно, не возлагается обязанность удерживать и
перечислять в бюджет налог на добавленную стоимость.
Что касается реализации имущества,
арестованного не по решению суда, а по решению других органов, то вышеуказанной
нормой п. 4 ст. 161 Кодекса не предусмотрено признание налоговыми агентами
органов или иных лиц, уполномоченных осуществлять реализацию имущества,
арестованного на основании актов органов, не относящихся к судебным.
В связи с этим при реализации указанного
имущества налог на добавленную стоимость должен уплачивать собственник
имущества - налогоплательщик налога на добавленную стоимость (должник по
исполнительному производству) за счет средств покупателя в сроки, установленные
нормами гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса.
Одновременно
сообщаем, что в соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N
03-02-07/2-138 мнение Департамента, изложенное в вышеуказанном письме, имеет
информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства
Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться
нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от
трактовки, изложенной в указанном письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н.А.КОМОВА
18.06.2009