Проблемная ситуация: Обязан ли налоговый орган после
проведения дополнительных мероприятий налогового контроля по выездной налоговой
проверке составить акт, фиксирующий доказательства, выявленные в ходе этих
мероприятий, ознакомить налогоплательщика с этим актом, вручить ему копию акта
и дать ему право на предоставление письменных возражений, а также обсудить их с
налогоплательщиком?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 19 июня 2009 г. N 03-02-07/1-321
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о вынесении решения по
результатам рассмотрения материалов налоговой проверки и сообщает.
В соответствии со
ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) акт налоговой
проверки и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены
нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные
проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту
должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового
органа, проводившего налоговую проверку.
Пунктом 6 ст. 101 Кодекса предусмотрено,
что в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений
законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых руководитель
(заместитель руководителя) налогового органа вправе вынести решение о
проведении в срок, не превышающий один месяц, дополнительных мероприятий
налогового контроля.
В решении о назначении дополнительных
мероприятий налогового контроля излагаются обстоятельства, вызвавшие
необходимость проведения таких дополнительных мероприятий, указываются срок и
конкретная форма их проведения.
В качестве дополнительных мероприятий
налогового контроля может проводиться истребование документов в соответствии со
ст. ст. 93 и 93.1 Кодекса, допрос свидетеля (ст. 90 Кодекса), проведение
экспертизы (ст. 95 Кодекса). Каждое из указанных мероприятий оформляется в
соответствии с требованиями Кодекса (протоколом допроса свидетеля,
постановлением о проведении экспертизы и т.п.).
Таким образом, руководитель (заместитель
руководителя) налогового органа выносит решение по результатам рассмотрения
материалов налоговой проверки, включая результаты дополнительных мероприятий
налогового контроля.
При этом руководитель (заместитель
руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения
материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта
проверка.
Лицо, в отношении которого проводилась
налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов
указанной проверки лично и (или) через своего представителя.
Учитывая изложенное, полагаем, что
налоговыми органами должно быть обеспечено в установленном порядке участие
налогоплательщика, в отношении которого проводилась налоговая проверка (лично и
(или) через его представителя), в процессе рассмотрения материалов проверки,
включая материалы, полученные в ходе дополнительных мероприятий налогового
контроля. При этом налогоплательщику должна быть обеспечена возможность
представления, в том числе в письменной форме, возражений по материалам
проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля.
Согласно п. 14 ст. 101 Кодекса нарушение
существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки
является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения
налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового
правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за
совершение налогового правонарушения.
К таким существенным условиям относится
обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка,
участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или)
через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика
представить объяснения.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
19.06.2009