Проблемная ситуация: О внесении изменений в
законодательство Российской Федерации, регламентирующее установление и уплату
земельного налога, арендных платежей за землю, а также определение кадастровой
стоимости земельных участков.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 22 июня 2009 г. N 03-05-05-02/33
В Минфине России совместно с
Минэкономразвития России и Минрегионом России
рассмотрено письмо по вопросу о внесении изменений в законодательство
Российской Федерации, регламентирующее установление и уплату земельного налога,
арендных платежей за землю, а также определение кадастровой стоимости земельных
участков, и сообщается следующее.
На основании ст. 65 Земельного кодекса
Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) использование земли в
Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли
являются земельный налог и арендная плата.
Порядок исчисления и уплаты земельного
налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно ст. 15 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) земельный налог относится к
местным налогам.
В соответствии со
ст. 387 Налогового кодекса земельный налог устанавливается Налоговым кодексом и
нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных
образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга),
вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым
кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных
образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга)
и обязателен к уплате на территориях этих
муниципальных образований и указанных субъектов Российской Федерации.
На основании ст. 390 Налогового кодекса
налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая
стоимость земельных участков, для установления которой проводится
государственная кадастровая оценка земель.
Порядок проведения государственной
кадастровой оценки земель устанавливается Правилами проведения государственной
кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства
Российской Федерации от 08.04.2000 N 316.
Во исполнение вышеназванных Правил
Минэкономразвития России разработаны Методические указания по определению
кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих
земельных участков в случаях изменения категорий земель, вида разрешенного
использования или уточнения площади земельного участка (Приказ
Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222).
Учитывая это, предложения, направленные
на совершенствование названной Методики определения кадастровой стоимости
земельных участков, могут быть рассмотрены Минэкономразвития России при
доработке указанного Приказа.
Согласно положениям гл. 31 Налогового
кодекса и ст. 65 Земельного кодекса в отношении земельных участков,
приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, определены особые
условия соответственно для исчисления суммы земельного налога и установления
размера арендной платы.
Так, п. 15 ст. 396 Налогового кодекса
установлено, что в отношении земельных участков, приобретенных
(предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях
осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального
жилищного строительства, исчисление суммы земельного налога (суммы авансовых
платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего
срока строительства начиная с даты государственной
регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной
регистрации прав на построенный объект недвижимости.
В соответствии с п. 3 ст. 65 Земельного
кодекса за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок
определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной
платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов
Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются
соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной
власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
На основании п. 3
ст. 65 Земельного кодекса в случае, если по истечении трех лет с даты
предоставления в аренду земельного участка, находящегося в государственной или
муниципальной собственности, для жилищного строительства, за исключением
случаев предоставления земельных участков для индивидуального жилищного
строительства, не введен в эксплуатацию построенный на таком земельном участке
объект недвижимости, арендная плата за такой земельный участок устанавливается
в размере не
менее двукратной налоговой ставки земельного налога на соответствующий
земельный участок, если иное не установлено земельным законодательством.
Названные нормы налогового и земельного
законодательства носят стимулирующий характер, направленный на скорейшее начало
и окончание жилищного строительства, поскольку обеспечение населения страны
жильем является одним из приоритетных направлений социальной политики
государства.
При этом обращаем
внимание, что п. 15 ст. 396 Налогового кодекса предусмотрено, что в случае
завершения жилищного строительства и государственной регистрации прав на
построенный объект недвижимости до истечения трехлетнего срока строительства
сумма земельного налога, уплаченного за этот период сверх суммы налога, исчисленной
с учетом коэффициента 1, признается суммой излишне уплаченного налога и
подлежит зачету (возврату) налогоплательщику в общеустановленном порядке.
Кроме того, следует
иметь в виду, что в соответствии с п. 1 ст. 394 Налогового кодекса в отношении
земельных участков, приобретенных (предоставленных) для жилищного
строительства, установлен предельный размер налоговой ставки 0,3 процента
кадастровой стоимости земельного участка, который значительно ниже предельного
размера налоговой ставки, установленной для прочих земельных участков, - 1,5
процента кадастровой стоимости земельного участка.
Помимо этого в соответствии с п. 2 ст.
387 Налогового кодекса при установлении земельного налога нормативными
правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами
городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут устанавливаться
налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление
размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
Учитывая изложенное, по мнению Минфина
России, внесение изменений в законодательство Российской Федерации,
регламентирующее установление и уплату земельного налога, не требуется.
Одновременно
сообщаем, что в настоящее время Минэкономразвития России разработан проект
постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Общих
начал определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной
или муниципальной собственности, и об утверждении Порядка определения размера
арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли,
находящиеся в собственности Российской Федерации", в котором установлена
льготная ставка арендной платы для земельных
участков, предоставленных для комплексного освоения территории в целях
жилищного строительства.
Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
С.Д.ШАТАЛОВ
22.06.2009