Проблемная ситуация: Вправе ли
организация при определении налоговой базы по ЕСХН учесть в составе расходов:
1) расходы по уплате экспортной таможенной пошлины при вывозе морепродуктов за
пределы территории РФ; 2) затраты на приобретение топлива для обеспечения
режима перехода и промысла, а также для обеспечения безопасной стоянки судов в
портах, в том числе при ремонте; 3) расходы, связанные с выплатой
суточных в инвалюте; 4) расходы в виде арендных платежей за принятое во фрахт
имущество; 5) расходы при авариях и убытки при форс-мажорных обстоятельствах?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 26 июня 2009 г. N 03-11-06/1/24
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросам применения системы
налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей и сообщает
следующее.
1. Пунктом 2 ст. 346.5 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс) установлен перечень расходов, учитываемых
при определении объекта налогообложения у налогоплательщиков, применяющих
систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый
сельскохозяйственный налог). Данный перечень расходов является закрытым.
Расходы по уплате экспортной таможенной пошлины при вывозе морепродуктов за
пределы территории Российской Федерации в данный перечень расходов не включены.
В связи с этим
расходы по уплате экспортной таможенной пошлины при вывозе морепродуктов за
пределы территории Российской Федерации не
включаются налогоплательщиками в состав расходов, учитываемых при определении
налоговой базы по единому сельскохозяйственному налогу.
2. Учитывая сезонный характер работ
рыбодобывающих организаций в течение налогового периода, рыбопромысловые суда
могут находиться в следующих режимах:
- переход из порта стоянки в район промысла
и из района промысла в порт стоянки;
- промысел (производственная деятельность
по добыче водных биоресурсов в период действия разрешительного билета);
- межпутинный
отстой (время стоянки в российском или иностранном порту в период между
промыслами);
- ремонт (текущий, средний, капитальный).
В соответствии с пп.
5 п. 2 ст. 346.5 Кодекса расходами, уменьшающими налоговую базу по единому
сельскохозяйственному налогу, признаются материальные расходы, которые
принимаются применительно к порядку, предусмотренному для исчисления налога на
прибыль организаций ст. 254 Кодекса.
Согласно пп. 5 п. 1 ст. 254 Кодекса к материальным расходам, в
частности, относятся затраты налогоплательщика на приобретение топлива, воды и
энергии всех видов, расходуемых на технологические цели, выработку (в том числе
самим налогоплательщиком для производственных нужд) всех видов энергии,
отопление зданий, а также расходы на производство и (или) приобретение
мощности, расходы на трансформацию и передачу энергии.
Кроме того, в соответствии с абз. 3 пп. 2 п. 1 указанной
статьи Кодекса к материальным расходам относятся затраты на производственные и
хозяйственные нужды (проведение испытаний, контроля, содержание, эксплуатацию
основных средств и иные подобные цели).
Таким образом, к материальным расходам,
учитываемым в составе расходов при определении налоговой базы по единому
сельскохозяйственному налогу, могут быть отнесены затраты по приобретению
топлива для обеспечения режима перехода и промысла, а также для обеспечения
безопасной стоянки судов в портах, в том числе при ремонте.
3. Согласно пп.
6 п. 2 ст. 346.5 Кодекса полученные доходы уменьшаются на расходы на оплату
труда, выплату пособий по временной нетрудоспособности в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ст. 255 Кодекса к
расходам на оплату труда относятся, в частности, начисления стимулирующего и
(или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда.
Указанные расходы принимаются при условии
признания их обоснованными и документально подтвержденными затратами,
произведенными для осуществления деятельности, направленной на получение
дохода.
На особые условия
работы экипажей судов указывает, в частности, Положение об особенностях режима
рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников рыбохозяйственного комплекса, имеющих особый характер
работы, утвержденное Приказом Государственного комитета Российской Федерации по
рыболовству от 08.08.2003 N 271 во исполнение Постановления Правительства
Российской Федерации от 10.12.2002 N 877, изданного в соответствии со ст. 100
Трудового кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что нахождение экипажа на судне
в заграничном плавании во время его эксплуатации не является командировкой в
смысле ст. 166 Трудового кодекса Российской Федерации, выплаты иностранной
валюты взамен суточных не могут быть признаны возмещением командировочных
расходов и являются надбавкой (доплатой) к заработной плате за особые условия
труда.
Таким образом, налогоплательщики вправе
уменьшить доходы на сумму расходов, связанных с выплатой суточных в инвалюте,
при условии, что данные выплаты предусмотрены трудовыми договорами
(контрактами) и (или) коллективными договорами.
4. Согласно пп.
4 п. 2 ст. 346.5 Кодекса полученные доходы уменьшаются на сумму арендных (в том
числе лизинговых) платежей за арендуемое (в том числе принятое в лизинг)
имущество.
В соответствии со ст. 606 Гражданского
кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору аренды (имущественного
найма) арендодатель (наймодатель) обязуется
предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и
пользование или во временное пользование.
При этом ст. 614 ГК РФ предусмотрено, что
арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную
плату), порядок, условия и сроки внесения которой определяются договором
аренды.
Согласно ст. 632 ГК РФ по договору аренды
(фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель
предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и
пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его
технической эксплуатации.
Таким образом, расходы в виде арендных
платежей за принятое во фрахт имущество могут быть учтены при налогообложении
при условии использования имущества в производственной деятельности.
5. Учитывая закрытый перечень расходов,
предусмотренный п. 2 ст. 346.5 Кодекса, расходы при авариях и убытки при
форс-мажорных обстоятельствах не учитываются при исчислении налоговой базы по
единому сельскохозяйственному налогу.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
26.06.2009