Проблемная ситуация: У золотодобывающей организации
возникают потери при извлечении руды из недр (эксплуатационные потери) и потери
при ее дальнейшей переработке (технологические потери) на золотоизвлекательной
фабрике с целью получения лигатурного золота, являющегося для организации
добытым полезным ископаемым в целях исчисления НДПИ. На 2009 г. органом,
уполномоченным на утверждение нормативов потерь, не были утверждены нормативы в
части технологических потерь, поскольку, по его мнению, потери, возникающие при
дальнейшей переработке извлеченной руды на золотоискательной фабрике, не
являются потерями, связанными с потерей полезных ископаемых. Организация,
руководствуясь ст. 1 Федерального закона "О драгоценных металлах и
драгоценных камнях", согласно которой к добыче драгоценных металлов
относится извлечение драгоценных металлов из коренных (рудных), россыпных и
технологических месторождений с получением концентратов и других полупродуктов,
содержащих драгоценные металлы, под добычей понимает извлечение руды с последующим
получением золотосодержащих концентратов и других полупродуктов, в том числе и
лигатурного золота. Права ли организация, понимая под нормативными
потерями как потери при извлечении руды из недр (эксплуатационные потери), так
и потери при дальнейшей переработке руды (технологические потери)? Вправе ли
организация в случае отсутствия утвержденных нормативов потерь на очередной год
применять нормативы потерь, установленные техническим проектом, в целях
применения ставки по НДПИ в размере 0% в части нормативных потерь при добыче
драгоценных металлов?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 29 июня 2009 г. N 03-06-06-01/14
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения ставки
налога на добычу полезных ископаемых в размере 0% в части нормативных потерь
при добыче драгоценных металлов и сообщает следующее.
Согласно пп. 1
п. 1 ст. 342 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс)
налогообложение налогом на добычу полезных ископаемых по налоговой ставке 0%
производится в части нормативных потерь добытых полезных ископаемых.
Нормативными
потерями полезных ископаемых согласно абз. 2 пп. 1 п. 1 ст. 342 Кодекса в целях гл. 26 "Налог на
добычу полезных ископаемых" Кодекса признаются фактические потери полезных
ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией
разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке,
определяемом Правительством Российской Федерации (данный порядок установлен Постановлением
Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921).
В соответствии с п.
1 ст. 337 Кодекса в целях гл. 26 Кодекса добытым полезным ископаемым признается
продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, первая по
своему качеству соответствующая государственному стандарту Российской
Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному
стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого
полезного ископаемого - стандарту (техническим условиям) организации.
Подпунктом 13 п. 2
ст. 337 Кодекса установлено, что одним из видов добытого полезного ископаемого
являются концентраты и другие полупродукты, содержащие драгоценные металлы
(золото, серебро, платина, палладий, иридий, родий, рутений, осмий), получаемые
при добыче драгоценных металлов, то есть извлечении драгоценных металлов из
коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений.
Согласно ст. 1 Федерального закона от
26.03.1998 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" добычей
драгоценных металлов признается извлечение драгоценных металлов из коренных
(рудных), россыпных и техногенных месторождений с получением концентратов и
других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы.
Учитывая
изложенное, а также принимая во внимание, что согласно ст. 11 Кодекса
институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей
законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в
том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если
иное не предусмотрено Кодексом, под добычей драгоценных металлов понимается
извлечение руды из коренных (рудных) месторождений с последующим получением
золотосодержащих концентратов и других
полупродуктов.
В этой связи в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 342 Кодекса нормативными потерями для
золотодобывающего предприятия могут быть признаны фактические потери полезного
ископаемого в пределах нормативов, утвержденных в установленном порядке.
При этом в
соответствии с абз. 3 пп. 1
п. 1 ст. 342 Кодекса, в случае если на момент наступления срока уплаты налога
по итогам первого налогового периода очередного календарного года у
налогоплательщика отсутствуют утвержденные нормативы потерь на очередной
календарный год, впредь до утверждения указанных нормативов потерь применяются
нормативы потерь, утвержденные ранее в установленном порядке, а по вновь
разрабатываемым месторождениям нормативы
потерь, установленные техническим проектом.
Одновременно сообщаем, что настоящее
письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил,
конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым
актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138
направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер
по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах
и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах
в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН
29.06.2009