Проблемная ситуация: О порядке определения налоговой
базы по налогу на прибыль при совершении сделок РЕПО с государственными ценными
бумагами, условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение дохода
в виде процентов, облагаемых по ставке 15 процентов.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 29 июня 2009 г. N 03-03-06/2/126
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел вопрос о порядке определения налоговой
базы при совершении сделок РЕПО с государственными ценными бумагами, условиями
выпуска и обращения которых предусмотрено получение дохода в виде процентов,
облагаемых по ставке 15 процентов, поставленный в письме, и сообщает следующее.
Согласно пп. 1 п. 5 ст. 282 Налогового кодекса Российской Федерации
(далее - Кодекс) (в редакции, действовавшей до 1 января 2006 г.) для покупателя
по первой части РЕПО положительная разница между ценой реализации по второй
части РЕПО и ценой приобретения по первой части РЕПО признается доходами в виде
процентов по размещенным средствам, которые включаются в состав доходов банка в
соответствии со ст. 290 Кодекса.
Результат
указанного расчета, производимого в порядке, установленном в п. 7 ст. 282
Кодекса, формируется из накопленного процентного (купонного) дохода,
причитающегося за время от даты приобретения ценных бумаг в соответствии с
первой частью операции РЕПО до срока продажи по второй части РЕПО, а также
положительной (отрицательной) разницы между ценой реализации государственных
ценных бумаг по второй части РЕПО и ценой их приобретения по первой части РЕПО, где цена реализации (приобретения)
государственных ценных бумаг учитывается без процентного (купонного) дохода.
В соответствии с п.
3 ст. 282 Кодекса эти виды доходов должны облагаться по ставкам, установленным
ст. 284 Кодекса, т.е. накопленный процентный (купонный) доход облагается по
ставке 15 процентов, а доход в виде положительной разницы между ценой
реализации государственных ценных бумаг по второй части РЕПО и ценой
приобретения по первой части РЕПО - по ставке 24 процента.
В том случае, если
при общей положительной разнице между ценой реализации государственных ценных
бумаг по второй части РЕПО и ценой приобретения по первой части РЕПО результат
от реализации ценных бумаг по сделке РЕПО без учета накопленного процентного (купонного)
дохода является отрицательным, то покупатель по первой части РЕПО учитывает
отрицательную разницу в составе внереализационных расходов в порядке,
установленном п. 1 ст. 269 Кодекса, в пределах суммы процентов, которую покупатель по
первой части РЕПО уплатил бы (исходя из ставки рефинансирования Банка России)
по долговому обязательству, равному цене приобретения ценных бумаг по первой
части РЕПО без накопленного купонного дохода на дату первой части РЕПО за
период между датами исполнения первой и второй частей РЕПО.
Обращаем ваше внимание, что порядок
обжалования актов налоговых органов установлен гл. 19 Кодекса.
Одновременно сообщаем, что настоящее
письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил,
конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым
актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138
направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер
по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах
и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах
в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН
29.06.2009