Проблемная ситуация: В случае
обращения налогоплательщика с заявлением о предоставлении рассрочки по уплате
федеральных налогов на основаниях, определенных пп.
1 п. 2 ст. 64 НК РФ, какие документы подтверждают факт причинения ему ущерба, а
также какой орган является уполномоченным на выдачу указанных документов?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 2 июля 2009 г. N 03-02-07/1-336
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о предоставлении
рассрочки по уплате федеральных налогов и сообщает следующее.
Главой 9 Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - Кодекс) предусмотрен порядок предоставления отсрочки или
рассрочки по уплате налога и сбора. Пунктом 2 ст. 64 Кодекса определен
исчерпывающий перечень оснований, при наличии которых заинтересованным лицам
может предоставляться отсрочка или рассрочка по уплате налога и сбора.
Одним из оснований предоставления
отсрочки по уплате налогов и сборов является причинение лицу ущерба в
результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных
обстоятельств непреодолимой силы.
В соответствии с п. 5 ст. 64 Кодекса
заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога с указанием
оснований подается в соответствующий уполномоченный орган. К этому заявлению
прилагаются документы, подтверждающие наличие оснований, указанных в п. 2 ст.
64 Кодекса.
Перечень документов, необходимых для
рассмотрения налоговыми органами вопроса о предоставлении отсрочки или
рассрочки, определен Порядком организации работы по предоставлению отсрочки,
рассрочки, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов,
утвержденным Приказом ФНС России от 21.11.2006 N САЭ-3-19/798@ (далее -
Порядок).
Согласно п. 2.1 Порядка в случае
обращения налогоплательщика с заявлением о предоставлении отсрочки или
рассрочки по основаниям, определенным в пп. 1 п. 2
ст. 64 Кодекса, представляется документ, подтверждающий факт наступления
соответствующих оснований; справка о сумме нанесенного ущерба, заверенная
уполномоченным на это органом.
Порядок не раскрывает понятие
"уполномоченный орган".
В соответствии со ст. 12 Федерального
закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций природного техногенного характера" для осуществления
государственного управления и координации деятельности федеральных органов
исполнительной власти в области защиты населения территорий от чрезвычайных
ситуаций создается уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.
Указанный федеральный орган вправе создавать подведомственные ему
территориальные органы.
Согласно п. 2
Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий,
утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 N 868, МЧС
осуществляет управление, координацию, контроль и реагирование в области
гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций,
обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Основными задачами
МЧС России являются: осуществление управления в области гражданской обороны,
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной
безопасности, безопасности людей на водных объектах, а также управление
деятельностью федеральных органов исполнительной власти в рамках единой
государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций,
осуществление нормативного регулирования в целях предупреждения,
прогнозирования и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций и пожаров, а
также осуществление специальных,
разрешительных, надзорных и контрольных функций по вопросам, отнесенным к
компетенции МЧС России (п. 7 Положения).
Учитывая изложенное, полагаем, что
заключения МЧС России, выданные в соответствии с его компетенцией, являются
документами, подтверждающими причинение ущерба чрезвычайными ситуациями.
Данная позиция подтверждена в
Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 23.04.2009 N А17-4214/2008.
Одновременно
сообщаем, что для урегулирования вышеуказанного вопроса и других вопросов,
возникающих в правоприменительной практике, в Минфине России с участием
заинтересованных федеральных органов исполнительной власти продолжается работа
по подготовке проекта федерального закона о внесении изменений в часть первую
Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием порядка
предоставления отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
02.07.2009