Проблемная ситуация: О признании организации, которой
предоставлена лицензия на водопользование до вступления в силу Водного кодекса
РФ, плательщиком водного налога до окончания срока действия лицензии или до
переоформления права пользования водными объектами; о возможности признания
лимитом водопользования годовых норм водопотребления, рассчитанных и
согласованных уполномоченным органом для заключения договора водопользования.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 2 июля 2009 г. N 03-06-06-02/4
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу уплаты водного налога
и сообщает следующее.
Водным кодексом Российской Федерации,
вступившим в силу с 1 января 2007 г. (далее - Водный кодекс), отменена система
лицензирования пользования поверхностными водными объектами.
Согласно ст. ст. 9 - 11 Водного кодекса
пользование водными объектами осуществляется на основании договора
водопользования или решения о предоставлении водных объектов в пользование, то
есть в рамках договорных гражданских правоотношений.
При этом следует отметить, что согласно
ст. 20 Водного кодекса взимание платы за пользование водными объектами
предусмотрено только в тех случаях, когда водопользование осуществляется на
основании договора на водопользование. При осуществлении водопользования на
основании решения о предоставлении водного объекта в пользование плата не
взимается.
Статьей 5
Федерального закона от 03.06.2006 N 73-ФЗ "О введении действие Водного
кодекса Российской Федерации" установлено, что водопользователи,
осуществляющие использование водных объектов на основании лицензий на
водопользование и договоров пользования водными объектами, выданных и
заключенных до введения в действие Водного кодекса, сохраняют права
долгосрочного или краткосрочного пользования водными объектами на основании
лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами до истечения срока действия таких лицензий и договоров.
Вместе с тем водопользователи в
соответствии с Водным кодексом вправе заключить договоры водопользования или
обратиться с заявлениями о предоставлении водных объектов в
пользование на основании решений о предоставлении водных объектов в
пользование. При этом условия и сроки использования водных объектов могут быть
изменены только по инициативе водопользователей.
Действие решений
Правительства Российской Федерации или решений органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации либо лицензий на водопользование и договоров
пользования водными объектами, соответственно принятых, выданных и заключенных
до введения в действие Водного кодекса, прекращается с момента возникновения
права пользования водными объектами на основании договоров водопользования или
решений о предоставлении водных объектов в пользование, либо по истечении срока
действия лицензий на водопользование и
договоров пользования водными объектами, либо в случае прекращения права
пользования водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены
ст. 10 Водного кодекса.
Таким образом, организация, которой
лицензия на водопользование предоставлена до вступления в силу Водного кодекса,
является плательщиком водного налога до окончания срока действия лицензии на
водопользование или до переоформления права пользования водными объектами в
соответствии с требованиями Водного кодекса.
Что касается
вопроса о возможности признания лимитом водопользования годовых норм
водопотребления, рассчитанных и согласованных уполномоченным органом для
заключения договора водопользования, то на основании Постановлений
Правительства Российской Федерации от 16.06.2004 N 282 "Об утверждении
Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов" и от 30.12.2006 N 883
"О порядке разработки, утверждения и реализации схем комплексного
использования и охраны водных объектов, внесения изменений в эти схемы" данный вопрос относится к компетенции Федерального
агентства водных ресурсов.
Вместе с тем,
учитывая, что согласно указанным нормативным правовым актам лимиты (предельные
объемы) забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и лимиты
(предельные объемы) сброса сточных вод, соответствующих нормативам качества,
определяемые в соответствии с водохозяйственными балансами по речным бассейнам,
подбассейнам и водохозяйственным участкам,
рассчитываются Федеральным агентством водных ресурсов на основе норм водопотребления
и водоотведения, полагаем возможным признать годовые нормы водопотребления, рассчитанные и согласованные уполномоченным органом для заключения
договора водопользования, лимитом водопользования в целях исчисления водного
налога.
Одновременно сообщаем, что настоящее
письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил,
конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым
актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138
направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер
по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах
и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах
в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Р.А.СААКЯН
02.07.2009