Проблемная ситуация: Государственное
научное учреждение, деятельность которого осуществляется в соответствии с
Федеральным законом от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной
научно-технической политике", создано в целях сохранения и рационального
использования генофонда различных видов сельскохозяйственных птиц, выведения их
новых перспективных пород, рекламирования результатов научно-исследовательских
работ и производственной деятельности, реализации научных разработок племенной
и побочной сельскохозяйственной продукции. Доля дохода
учреждения от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции, включая
продукцию первичной переработки, произведенную из сельскохозяйственного сырья
собственного производства, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг)
составляет не менее 70%. Устав учреждения не содержит такого указания на
организационно-правовую форму организации, как бюджетное учреждение, кроме
того, учреждение не отвечает ряду признаков бюджетного учреждения, указанных в
ст. 161 БК РФ, в частности, учреждение не открывало лицевой счет в
органе федерального казначейства, а имеет расчетный, валютный, ссудный счета в
кредитном учреждении (банке), неоднократно получало кредиты Сбербанка России на
пополнение оборотных средств и приобретение сельскохозяйственной техники, а
также субсидии, предоставляемые учреждению как сельскохозяйственному
товаропроизводителю на возмещение затрат по приобретению кормов, удобрений и
т.д. Кроме того, учреждение самостоятельно распоряжается результатами
производственно-хозяйственной деятельности, выпускаемой продукцией и полученной
от ее реализации прибылью, остающейся после уплаты налогов и других
обязательных платежей. Вправе ли государственное научное учреждение перейти на
применение ЕСХН, учитывая, что данное учреждение не обладает всеми признаками
бюджетной организации, предусмотренными ст. 161 БК РФ?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 8 июля 2009 г. N 03-11-06/1/29
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения системы
налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей и сообщает
следующее.
В соответствии с пп.
4 п. 6 ст. 346.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не
вправе переходить на уплату единого сельскохозяйственного налога бюджетные
учреждения.
При этом институты, понятия и термины
гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской
Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они
используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено
Кодексом (п. 1 ст. 11 Кодекса).
В соответствии с п. 2 ст. 120
Гражданского кодекса Российской Федерации бюджетные учреждения полностью или
частично финансируются собственником их имущества.
Бюджетное учреждение отвечает по своим
обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При
недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по
обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса Российской
Федерации (далее - Бюджетный кодекс) бюджетное учреждение - государственное
(муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого,
в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и
юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием,
осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной
сметы. При этом бюджетная смета - документ, устанавливающий в соответствии с
классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств бюджетного
учреждения, а лимит бюджетных обязательств - объем прав в денежном выражении на
принятие бюджетным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в
текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде).
Особенности правового положения бюджетных
учреждений содержатся в ст. 161 Бюджетного кодекса. В частности, бюджетное
учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета,
открытые ему в соответствии с положениями Бюджетного кодекса, а операции по
расходованию бюджетных средств - в соответствии с бюджетной сметой, ведущейся
также в соответствии с Бюджетным кодексом.
Исходя из этого действие пп. 4 п. 6 ст. 346.2 Кодекса в части невозможности перехода
на уплату единого сельскохозяйственного налога распространяется только на
организации, которые обладают всеми вышеуказанными признаками бюджетных
учреждений.
Одновременно с этим сообщаем, что
согласно Регламенту Минфина России от 23.03.2005 N 45н обращения организаций и
индивидуальных предпринимателей по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в
Департаменте не рассматриваются.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
08.07.2009