Проблемная ситуация: Организация в целях увеличения
объема розничной продажи горюче-смазочных материалов (ГСМ) в течение нескольких
лет подряд проводила рекламную акцию, в ходе которой каждому покупателю,
приобретающему 20 и более литров бензина или дизельного топлива, бесплатно
передавалась фасованная родниковая вода в бутылках с символикой организации. В
результате в течение первых двух лет проведения рекламной акции объем розничной
продажи ГСМ постоянно повышался. Признаются ли расходами на рекламу в целях
исчисления налога на прибыль затраты организации на приобретение, доставку и
передачу фасованной родниковой воды, содержащей символику организации,
осуществляемые в ходе указанной акции, учитывая, что в последний год ее
проведения рекламная акция не повлияла на увеличение объема розничной продажи
ГСМ?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 9 июля 2009 г. N 03-03-06/1/452
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросам признания расходов на
рекламу в целях налогообложения прибыли и сообщает следующее.
На основании пп. 28 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации
(далее - НК РФ) к прочим расходам, связанным с производством и реализацией,
относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых
товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака
обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом п. 4 ст. 264 НК
РФ.
Расходы налогоплательщика на иные виды
рекламы, не указанные в абз. 2 - 4 п. 4 ст. 264 НК
РФ, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей
налогообложения признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации
(п. 4 ст. 264 НК РФ).
Таким образом, стоимость приобретения,
доставки и передачи фасованной родниковой воды, содержащей символику
организации, учитывается при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль в
составе расходов на рекламу, учитываемых в пределах 1% выручки от реализации.
Одновременно сообщаем, что при
определении налоговой базы по налогу на прибыль налогоплательщик - российская
организация уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов в
порядке, предусмотренном гл. 25 НК РФ.
При этом ст. 252 НК РФ предусмотрены
критерии, в соответствии с которыми осуществленные затраты (за исключением
расходов, указанных в ст. 270 НК РФ) признаются расходами для целей
налогообложения и учитываются при определении налоговой базы по налогу на
прибыль.
Так, расходами признаются обоснованные и
документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК
РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются
экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально
подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами,
оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо
документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота,
применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены
соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими
произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о
командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в
соответствии с договором).
Расходами признаются любые затраты при
условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на
получение дохода.
Обоснованность расходов, учитываемых при
расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств,
свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект
в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.
Учитывая, что в налоговом
законодательстве не используется понятие экономической целесообразности и не
регулируются порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности,
обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы,
не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности,
эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической
деятельности (ст. 8 ч. 1 Конституции Российской Федерации) налогоплательщик
осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и
единолично оценивать ее эффективность и целесообразность. При этом проверка
экономической обоснованности произведенных налогоплательщиком расходов
осуществляется налоговыми органами во время мероприятий налогового контроля,
порядок проведения которого установлен НК РФ.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
09.07.2009