Проблемная ситуация: Подлежит ли взиманию нотариусом,
занимающимся частной практикой, с физлица, признанного в установленном порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий,
нотариальный тариф за удостоверение договора купли-продажи квартиры с
рассрочкой платежа, если удостоверение указанной сделки освобождено от уплаты
госпошлины в соответствии с п. 12 ст. 333.38 НК РФ?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 9 июля 2009 г. N 03-05-06-03/27
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу взимания частным
нотариусом нотариального тарифа при удостоверении сделок при купле-продаже
жилого помещения и сообщает.
В соответствии с Положением о
Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской
Федерации от 13.10.2004 N 1313 (в ред. от 23.10.2008), данное министерство
является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по
выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере нотариата. В
связи с этим рассмотрение вопросов, касающихся деятельности частных нотариусов,
относится к компетенции Министерства юстиции Российской Федерации.
Согласно п. 12 ст. 333.38 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) от уплаты государственной пошлины
за совершение нотариальных действий освобождаются физические лица, признанные в
установленном порядке нуждающимися в улучшении
жилищных условий, - за удостоверение сделок по приобретению жилого помещения,
полностью или частично оплаченного за счет выплат, предоставленных из средств
федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных
бюджетов.
Нормативным актом, регламентирующим
нотариальную деятельность в Российской Федерации, являются Основы
законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 N 4462-1 (далее
- Основы о нотариате).
Статьями 1 и 2 Основ о нотариате
установлено, что нотариальные действия в Российской Федерации совершают
нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся
частной практикой. Нотариальная деятельность не является предпринимательством и
не преследует цели извлечения прибыли. При совершении нотариальных действий
нотариусы обладают равными правами и несут одинаковые
обязанности независимо от того, работают они в государственной
нотариальной конторе или занимаются частной практикой.
Согласно ст. 22 Основ о нотариате за
совершение нотариальных действий, для которых законодательством Российской
Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, работающий в
государственной нотариальной конторе, взимает государственную пошлину по
ставкам, установленным гл. 25.3 "Государственная пошлина" НК РФ.
За совершение нотариальных действий, для
которых законодательством Российской Федерации предусмотрена обязательная
нотариальная форма, нотариус, занимающийся частной практикой, взимает
нотариальный тариф в размере, соответствующем размеру государственной пошлины,
предусмотренной за совершение аналогичных действий в государственной
нотариальной конторе, и с учетом особенностей, установленных гл. 25.3 НК РФ.
За совершение действий, для которых
законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязательная
нотариальная форма, нотариус, работающий в государственной нотариальной
конторе, а также нотариус, занимающийся частной практикой, взимают нотариальные
тарифы в размере, установленном в соответствии с требованиями ст. 22.1 Основ о
нотариате.
Льготы по уплате государственной пошлины
для физических и юридических лиц, предусмотренные гл. 25.3 НК РФ,
распространяются на этих лиц при совершении нотариальных действий как
нотариусом, работающим в государственной нотариальной конторе, так и
нотариусом, занимающимся частной практикой.
В п. 2.1
Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 11.07.2006 N 349-О
установлено, что норма ч. 4 ст. 22 Основ о нотариате, предоставляющая право на
льготное юридическое обслуживание определенной категории лиц, соотносится с ч.
1 ст. 48 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому право на
получение квалифицированной юридической помощи, которая в случаях,
предусмотренных законом, оказывается бесплатно, и не содержит признаков
какого-либо нарушения прав или дискриминации в
правах нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах и
занимающихся частной практикой.
Таким образом, с физических лиц,
признанных в установленном порядке нуждающимися в
улучшении жилищных условий, нотариальный тариф за удостоверение сделок по
приобретению жилого помещения, полностью или частично оплаченного за счет
выплат, предоставленных из средств федерального бюджета, бюджетов субъектов
Российской Федерации и местных бюджетов, нотариусами, занимающимися частной
практикой, не должен взиматься.
Одновременно
сообщаем, что источником финансирования деятельности нотариуса, занимающегося
частной практикой, являются денежные средства, полученные им за совершение
нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера,
другие финансовые поступления, не противоречащие законодательству Российской
Федерации. Денежные средства, полученные
нотариусом, занимающимся частной практикой, после уплаты налогов, других
обязательных платежей поступают в собственность нотариуса (ст. 23 Основ о
нотариате).
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
09.07.2009