Проблемная ситуация: Федеральным
законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и
муниципального контроля" устанавливается порядок организации и проведения
проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, права и обязанности
органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля, а также
права и обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при
осуществлении государственного контроля, меры по защите их прав и
законных интересов. Указанным Федеральным законом установлены сроки и
периодичность проведения проверок с уведомлением органом государственного
контроля (надзора) в орган прокуратуры по месту осуществления деятельности
субъектов малого и среднего предпринимательства. Вместе с тем специфика
проведения проверок соблюдения законодательства о применении
контрольно-кассовой техники предполагает фиксацию фактической деятельности
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении ими
наличных денежных расчетов в момент проверки, что не предполагает
предварительного информирования объекта проверки о начале ее проведения. В связи с изложенным полагаем, что организация и проведение
мероприятий по контролю за применением контрольно-кассовой техники, проводимых
в рамках проверок соблюдения порядка работы с денежной наличностью и порядка
ведения кассовых операций, под действие Федерального закона N 294-ФЗ не
подпадают. Правомерна ли данная позиция?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 9 июля 2009 г. N 03-01-15/7-327
Департамент
налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу
распространения положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О
защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении
государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее -
Федеральный закон) на действия налоговых органов по организации и проведению
мероприятий по контролю за применением контрольно-кассовой техники, проводимых
в рамках проверок соблюдения порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, и с учетом мнения
Минэкономразвития России сообщает.
Пунктом 3 ст. 1 Федерального закона
определены изъятия из сферы его правового регулирования. В частности,
установленный Федеральным законом порядок организации и проведения проверок не
применяется к мероприятиям финансового контроля и финансово-бюджетного надзора.
В данных областях действуют уполномоченные органы государственной власти и применяются
нормы специального законодательства, определяющие особенности проведения
контрольных (надзорных) мероприятий.
В действующем
законодательстве Российской Федерации определение понятия "финансовый
контроль" отсутствует, однако, по мнению Минэкономразвития России,
теоретическое определение финансового контроля можно представить следующим
образом: под финансовым контролем понимается регламентированная нормами права
деятельность по проверке своевременности и точности финансового планирования,
обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных
средств, правильности и эффективности их использования.
Таким образом,
указанный Федеральный закон в части организации и проведения мероприятий по
контролю за применением контрольно-кассовой техники, проводимых в рамках
проверок соблюдения порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения
кассовых операций, не распространяется на контрольные мероприятия, проводимые
налоговыми органами в целях проверки соблюдения организациями и индивидуальными
предпринимателями законодательства о применении контрольно-кассовой техники при
осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт.
На основании изложенного
считаем возможным согласиться с позицией, изложенной в указанном письме.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН
09.07.2009