Проблемная ситуация: Об отсутствии
оснований для учета при исчислении налога на прибыль процентов с сумм
просроченной задолженности по страховым взносам, поступающим в бюджет ФСС РФ в
связи с проведением реструктуризации просроченной задолженности
сельскохозяйственных предприятий и организаций, крестьянских (фермерских)
хозяйств.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 13 июля 2009 г. N 03-03-06/4/57
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета при определении
налоговой базы по налогу на прибыль процентов, полученных от сельхозпредприятий
в связи с реструктуризацией их задолженности по федеральным налогам и сборам, а
также страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов, и
сообщает следующее.
Статья 41 Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - Кодекс) определяет доход как экономическую выгоду в денежной
и натуральной форме, учитываемую в случае возможности ее оценки и в той мере, в
которой такую выгоду можно оценить, и определяемую для юридических лиц в
соответствии с гл. 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса.
Согласно п. 6 ст. 250 Кодекса проценты,
полученные по договорам займа, кредита, признаются внереализационными доходами.
Согласно гл. 42 Гражданского кодекса
Российской Федерации под займом и кредитом понимается предоставление средств на
возвратной основе. При этом указанные виды заимствований осуществляются на
договорной основе, то есть основываются на согласии всех сторон сделки.
Порядок проведения
реструктуризации просроченной задолженности сельскохозяйственных предприятий и
организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств, утвержденный Постановлением
Правительства Российской Федерации от 08.06.2001 N 458, предусматривает
предоставление отсрочки (рассрочки) в погашении задолженности
сельскохозяйственных предприятий и организаций, крестьянских (фермерских)
хозяйств по федеральным налогам и сборам, по страховым взносам в бюджеты
государственных внебюджетных фондов, а также по начисленным пеням и штрафам. При этом проценты с сумм просроченной задолженности по страховым
взносам в полном объеме подлежат перечислению в бюджеты государственных
внебюджетных фондов.
Учитывая, что проценты, уплаченные с сумм
просроченной задолженности по страховым взносам, являются доходами бюджетов
государственных внебюджетных фондов, а не доходами этих фондов как юридических
лиц, экономическая выгода у данных юридических лиц отсутствует.
В этой связи
проценты с сумм просроченной задолженности по страховым взносам, поступающие в
бюджет Фонда социального страхования в соответствии с Порядком проведения
реструктуризации просроченной задолженности сельскохозяйственных предприятий и
организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств, утвержденным Постановлением
Правительства Российской Федерации от 08.06.2001 N 458, при определении
налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются.
Одновременно сообщаем, что настоящее
письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил,
конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым
актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138
направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер
по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах
и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах
в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН
13.07.2009