Проблемная ситуация: Банк заключает срочные трудовые
договоры с иностранными гражданами, которые принимаются на работу на должности
руководителей кредитной организации и ее
подразделений. До заключения с банком трудового договора указанные граждане не
проживали на территории РФ. В срочных трудовых договорах с иностранными
работниками предусматривается возмещение расходов, перечисленных в ст. 169 ТК
РФ, посредством выплаты подъемных. Вправе ли банк на основании пп. 5 п. 1 ст. 264 НК РФ включать в состав расходов при
исчислении налога на прибыль подъемные иностранным специалистам в пределах
сумм, предусмотренных срочными трудовыми договорами, то есть без учета
нормативов, установленных Постановлением Правительства РФ от 02.04.2003 N 187?
Подлежат ли указанные выплаты налогообложению НДФЛ и ЕСН?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 14 июля 2009 г. N 03-03-06/2/140
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о налогообложении подъемных и
сообщает следующее.
В соответствии со
ст. 169 "Возмещение расходов при переезде на работу в другую
местность" Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой
кодекс) при переезде работника по предварительной договоренности с
работодателем на работу в другую местность работодатель обязан возместить
работнику расходы по переезду работника, членов его семьи и провозу имущества
(за исключением случаев, когда работодатель предоставляет работнику
соответствующие средства передвижения), а также расходы по обустройству на новом месте жительства.
Конкретные размеры возмещения расходов
определяются соглашением сторон трудового договора.
Подпунктом 5 п. 1 ст. 264 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) к прочим расходам, связанным с
производством и реализацией, отнесены, в частности, суммы выплаченных подъемных
в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
Таким образом,
затраты по возмещению расходов работникам, связанных с их переездом на работу в
другую местность, для целей налогообложения прибыли организации могут быть
учтены в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в
пределах размеров, определенных сторонами трудового договора, и при условии
соответствия данных расходов положениям п. 1 ст. 252 Кодекса.
Что касается порядка обложения налогом на
доходы физических лиц и единым социальным налогом, то следует отметить
следующее.
В соответствии с пп.
1 п. 2 ст. 211 Кодекса оплата (полностью или частично) за физическое лицо
организациями или индивидуальными предпринимателями товаров (работ, услуг) или
имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в
его интересах, относится к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной
форме.
Согласно п. 3 ст.
217 Кодекса не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц все
виды установленных законодательством Российской Федерации, решениями
представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в
пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской
Федерации), связанных, в частности, с выполнением физическим лицом трудовых
обязанностей (в том числе переезд на работу в другую местность и возмещение
командировочных расходов).
В соответствии с п.
1 ст. 236 Кодекса объектом обложения единым социальным налогом для
налогоплательщиков - лиц, производящих выплаты физическим лицам, признаются
выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу
физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых
является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений,
выплачиваемых индивидуальным предпринимателям, адвокатам, нотариусам,
занимающимся частной практикой), а также по авторским договорам.
Пунктом 3 ст. 236 Кодекса установлено,
что данные выплаты не признаются объектом налогообложения у
налогоплательщиков-организаций, если они не отнесены к расходам, уменьшающим
налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом)
периоде.
Кроме того, пп. 2 п. 1 ст. 238 Кодекса содержит норму, аналогичную
норме вышеупомянутой ст. 217 Кодекса, предусматривающую освобождение от
налогообложения единым социальным налогом всех видов компенсационных выплат,
установленных законодательством Российской Федерации, связанных, в частности, с
выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в том числе переезд на
работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).
Таким образом, компенсационные выплаты
работнику в связи с его переездом на работу в другую местность не облагаются
налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом в размерах,
установленных трудовым договором.
Вместе с тем необходимо учитывать, что
положения ст. 169 Трудового кодекса применяются в случае, когда работник по
согласованию с работодателем переезжает с одного места работы, в котором он
выполнял свои трудовые обязанности, на другое место работы. На момент переезда
на работу в другую местность физическое лицо должно состоять в трудовых
отношениях с тем же работодателем, по соглашению с которым осуществляется его
переезд с одного места работы у данного работодателя на другое место работы,
расположенное в другой местности.
В случае найма нового сотрудника и оплаты
проезда до его места работы, указанного в трудовом договоре, а также расходов
по обустройству на новом месте жительства применение положений ст. 169
Трудового кодекса является необоснованным.
В этой связи затраты по возмещению
указанных расходов принимаемых на работу новых сотрудников не могут быть учтены
в целях налогообложения прибыли на основании пп. 5 п.
1 ст. 264 Кодекса. Кроме того, суммы оплаты организацией данных расходов
работника, являясь его доходами, полученными в натуральной форме, подлежат
налогообложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке и
единым социальным налогом в общеустановленном порядке с учетом п. 3 ст. 236
Кодекса.
Если на момент переезда физическое лицо,
в том числе и иностранный гражданин, не является работником организации, то
вышеперечисленные выплаты не являются объектом обложения единым социальным
налогом на основании п. 1 ст. 236 Кодекса.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
14.07.2009