Проблемная ситуация: МУП получены средства целевого
финансирования из бюджета субъекта РФ на строительство и реконструкцию объектов
ЖКХ и социально-культурной сферы. Вправе ли МУП на основании п. 2 ст. 251 НК РФ
не учитывать указанные средства при формировании налоговой базы по налогу на
прибыль?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 14 июля 2009 г. N 03-03-06/4/59
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета в целях
налогообложения прибыли средств, получаемых организациями из бюджета, и
сообщает следующее.
В соответствии с положениями ст. ст. 246
и 247 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) российские
организации являются плательщиками налога на прибыль организаций, объектом
налогообложения по которому является прибыль, полученная налогоплательщиком,
которая определяется как разница между полученными доходами и произведенными
расходами, определяемыми в соответствии с гл. 25 Кодекса.
Исчерпывающий перечень средств,
признаваемых средствами целевого финансирования и целевыми поступлениями, не
учитываемыми в целях налогообложения прибыли, установлен пп.
14 п. 1 и п. 2 ст. 251 Кодекса.
Так, согласно пп.
14 п. 1 ст. 251 Кодекса при формировании налоговой базы по налогу на прибыль не
учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках
целевого финансирования.
К средствам целевого финансирования
относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по
назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого
финансирования или федеральными законами, в частности в виде бюджетных
ассигнований, выделяемых бюджетным учреждениям, а также в виде субсидий
автономным учреждениям.
Понятие бюджетного учреждения дано в ст.
6 Бюджетного кодекса.
В соответствии с
положениями п. 2 ст. 251 Кодекса с учетом изменений, внесенных с 1 января 2008
г. Федеральным законом от 29.11.2007 N 284-ФЗ "О внесении изменений в
часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", при определении
налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются целевые
поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления из бюджета и целевые поступления
на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности,
поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и
использованные указанными получателями по назначению.
Согласно ст. 6
Бюджетного кодекса с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от
26.04.2007 N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской
Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие
с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных
актов Российской Федерации", с 1 января 2008 г. получателями бюджетных
средств могут являться органы государственной власти (государственные органы),
органы управления государственным
внебюджетным фондом, органы местного самоуправления, органы местной
администрации, находящиеся в ведении главного распорядителя (распорядителя)
бюджетных средств бюджетные учреждения, имеющие право на принятие и (или)
исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета.
Доходы организаций, не соответствующие
перечню средств и критериям целевого финансирования (целевых поступлений),
применяемым в целях Кодекса, учитываются в целях налогообложения прибыли в
порядке, установленном гл. 25 Кодекса.
Таким образом, субсидии, полученные
организациями (кроме автономных учреждений) в порядке, предусмотренном ст. 78 Бюджетного
кодекса, в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с
производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг,
учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Бюджетные
ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального
строительства государственной собственности Российской Федерации,
государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной
собственности в форме капитальных вложений в основные средства государственных
(муниципальных) учреждений и государственных (муниципальных) унитарных
предприятий, полученные организациями в порядке, предусмотренном ст. 79
Бюджетного кодекса, влекут соответствующее увеличение уставного фонда (основных
средств) государственного (муниципального) унитарного предприятия и с учетом пп. 3 п. 1 ст. 251 Кодекса при формировании
налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
14.07.2009