Текст письма опубликован
"Документы и комментарии", 2009, N 17
Проблемная ситуация: Об учете в
целях исчисления налога на прибыль расходов по приобретению ценных бумаг по
цене выше максимальной цены, сложившейся на ОРЦБ, при формировании
стоимости ценных бумаг.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 июля 2009 г. N 03-03-06/1/473
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке определения
стоимости ценных бумаг для целей налогообложения прибыли организаций и сообщает
следующее.
Особенности определения налоговой базы по
операциям с ценными бумагами установлены ст. 280 Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - Кодекс).
В соответствии с
положениями ст. ст. 280, 329 Кодекса при реализации ценных бумаг расходом
признается цена приобретения реализованных ценных бумаг, рассчитанная с учетом
установленного налогоплательщиком метода учета ценных бумаг (ФИФО, ЛИФО, по
стоимости единицы), затраты на ее реализацию, суммы накопленного процентного
(купонного) дохода, уплаченной налогоплательщиком продавцу ценной бумаги. При этом в расход не включаются суммы накопленного процентного
(купонного) дохода, ранее учтенные при налогообложении.
Пунктом 2 ст. 280 Кодекса установлено,
что при определении расходов по реализации (при ином выбытии) ценных бумаг цена
приобретения ценной бумаги, номинированной в иностранной валюте (включая
расходы на ее приобретение), определяется по курсу Центрального банка
Российской Федерации, действовавшему на момент принятия указанной ценной бумаги
к учету. Текущая переоценка ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте,
не производится.
Вместе с тем расходы, связанные с
приобретением ценных бумаг, учитываемые для целей налогообложения, должны
соответствовать критериям, установленным п. 1 ст. 252 Кодекса.
Так, указанные расходы должны быть
экономически обоснованными и документально подтвержденными.
Под обоснованными расходами понимаются
экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально
подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами,
оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо
документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота,
применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены
соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими
произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о
командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в
соответствии с договором).
Расходами признаются любые затраты при
условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на
получение дохода.
В соответствии с правовой позицией
Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в Определении от
04.06.2007 N 320-О-П, обоснованность расходов, учитываемых при расчете
налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о
намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате
реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.
Учитывая, что в налоговом
законодательстве не используется понятие экономической целесообразности и не
регулируется порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности,
обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы,
не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности,
эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической
деятельности (ст. 8 ч. 1 Конституции Российской Федерации) налогоплательщик
осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и
единолично оценивать ее эффективность и целесообразность. При этом проверка
экономической обоснованности произведенных налогоплательщиком расходов
осуществляется налоговыми органами во время мероприятий налогового контроля,
порядок проведения которого установлен Кодексом.
Учитывая изложенное,
по мнению Департамента, расходы по приобретению ценных бумаг по цене выше
максимальной цены, сложившейся на организованном рынке ценных бумаг, могут быть
учтены для целей налогообложения прибыли организаций при формировании стоимости
ценных бумаг в налоговом учете при условии соответствия таких расходов
критериям, установленным ст. 252 Кодекса.
Также сообщаем, что основания и порядок
налогового контроля за правильностью применения цен по
сделкам установлены ст. 40 Кодекса.
Пунктом 14 ст. 40 Кодекса предусмотрено,
что положения, предусмотренные п. п. 3 и 10 указанной статьи, применяются при
определении рыночных цен финансовых инструментов срочных сделок и рыночных цен
ценных бумаг с учетом особенностей, предусмотренных гл. 25 "Налог на
прибыль организаций" Кодекса.
В соответствии с п.
5 ст. 280 Кодекса рыночной ценой ценных бумаг, обращающихся на организованном
рынке ценных бумаг, для целей налогообложения признается фактическая цена
реализации или иного выбытия ценных бумаг, если эта цена находится в интервале
между минимальной и максимальной ценами сделок (интервал цен) с указанной
ценной бумагой, зарегистрированной организатором торговли на рынке ценных бумаг
на дату совершения соответствующей сделки.
Мнение Департамента, приведенное в
настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих
нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В
соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138
направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер
по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах
и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах
в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН
16.07.2009