Проблемная ситуация: О порядке налогообложения НДФЛ
доходов физических лиц в виде денежных призов, вручаемых победителям
стимулирующей лотереи, проводимой ЗАО с целью расширения зрительской аудитории
телевизионных викторин.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 16 июля 2009 г. N 3-5-04/1040@
Федеральная налоговая служба рассмотрела
интернет-обращение по вопросу налогообложения денежных призов, вручаемых
победителям стимулирующей лотереи, и сообщает.
В соответствии со
ст. 2 Федерального закона от 18.07.1995 N 108-ФЗ "О рекламе" рекламой
является распространяемая в любой форме с помощью любых средств информация о
физическом или юридическом лице, товарах, идеях, начинаниях (рекламная
информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана
формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу,
товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.
Из запроса следует, что организуемая
стимулирующая лотерея проводится с целью расширения зрительской аудитории
телевизионных викторин.
Следовательно, в рассматриваемом случае
проводимая стимулирующая лотерея является формой рекламной акции, то есть
мероприятием, проводимым в целях рекламы товаров, работ или услуг.
Согласно п. 28 ст. 217 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс) не подлежат налогообложению налогом на
доходы физических лиц доходы, не превышающие 4000 руб., полученные
налогоплательщиком за налоговый период в виде любых выигрышей и призов в
проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров
(работ, услуг).
Налоговыми агентами согласно ст. 24
Кодекса признаются лица, на которых в соответствии с Кодексом возложены
обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в
соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.
На основании п. 1 ст. 226 Кодекса
российские организации, от которых налогоплательщики получают доходы, в
частности в виде призов, признаются в отношении таких доходов налоговыми
агентами и на них возлагается обязанность по исчислению, удержанию и уплате
налога на доходы физических лиц.
Пунктом 4 ст. 226 Кодекса установлено,
что налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно
из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.
В данном случае ЗАО, в результате
отношений с которым налогоплательщики получили доходы от участия в
стимулирующей лотерее, являющейся мероприятием, проводимым в целях рекламы
товаров, работ и услуг, является налоговым агентом.
Одновременно ФНС России сообщает, что при
невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога в
соответствии с п. 5 ст. 226 Кодекса налоговый агент обязан в течение одного
месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить
в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог. В этом
случае на основании пп. 4 п. 1 ст. 228 Кодекса
обязанность по исчислению и уплате налога на доходы физических лиц возлагается
на самих налогоплательщиков, которые обязаны представить в налоговый орган по
месту своего учета соответствующую налоговую декларацию.
Кроме того, п. 2
ст. 230 Кодекса предусмотрена обязанность налоговых агентов представлять в
налоговые органы сведения о доходах физических лиц по форме, утвержденной
Приказом ФНС России от 13.10.2006 N САЭ-3-04/706@ (в ред. изменений и
дополнений, утвержденной Приказом ФНС России от 20.12.2007 N ММ-3-04/689@,
Приказа ФНС России от 30.12.2008 N ММ-3-3/694@).
Действительный
государственный советник РФ
2 класса
С.Н.ШУЛЬГИН
16.07.2009