Проблемная ситуация: ОАО предоставило в 2007 г. своим
работникам беспроцентные займы со сроком погашения в 2010 г.
В каком порядке следует уплачивать НДФЛ в отношении доходов работников ОАО в
виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование указанными
займами, принимая во внимание, что сумма заработной платы таких работников не
превышает величину налога, исчисленного с их доходов в виде материальной
выгоды?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 17 июля 2009 г. N 03-04-06-01/174
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения
налогом на доходы физических лиц дохода в виде материальной выгоды, полученной
от экономии на процентах за пользование долгосрочным беспроцентным займом, и в
соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее -
Кодекс) разъясняет следующее.
Подпунктом 1 п. 2
ст. 212 Кодекса предусмотрено, что при получении налогоплательщиком дохода в
виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование заемными
(кредитными) средствами налоговая база определяется как превышение суммы
процентов за пользование заемными (кредитными) средствами, выраженными в
рублях, исчисленной исходя из двух третьих действующей ставки рефинансирования,
установленной Банком России на дату фактического получения налогоплательщиком
дохода, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора.
В соответствии с пп.
3 п. 1 ст. 223 Кодекса дата фактического получения доходов при получении
доходов в виде материальной выгоды определяется как день уплаты
налогоплательщиком процентов по полученным заемным (кредитным) средствам.
В случае если организацией выдан
беспроцентный заем, то фактической датой получения доходов в виде материальной
выгоды следует считать соответствующие даты возврата заемных средств.
При получении
налогоплательщиком от организации дохода в виде материальной выгоды от экономии
на процентах за пользование
заемными средствами организация признается налоговым агентом и обязана
исполнять обязанности, предусмотренные для налоговых агентов ст. 226 Кодекса.
Согласно абз. 2
п. 4 ст. 226 Кодекса удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога
производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых
налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных
средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам. При этом
удерживаемая сумма налога не может превышать 50 процентов суммы выплаты.
Таким образом, если организация помимо
выдачи беспроцентного займа осуществляет выплату налогоплательщику каких-либо
доходов (например, заработной платы), то налог на доходы физических лиц с
дохода в виде материальной выгоды должен удерживаться из таких выплат и за счет
них с соблюдением установленного Кодексом ограничения.
При этом удержание сумм налога из
заработной платы работника до даты фактического получения дохода не
допускается.
В случае если сумма
налога, подлежащего удержанию из доходов физического лица, превышает
установленное Кодексом ограничение, применяются положения п. 5 ст. 226 Кодекса,
в соответствии с которыми при невозможности удержать у налогоплательщика
исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в течение одного месяца с
момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить в
налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
17.07.2009