Проблемная ситуация: 15.10.2008 в организацию по
срочному трудовому договору принят иностранный работник, имеющий вид на
жительство сроком на 1 год. С 15.10.2008 по 15.04.2009 с доходов работника
удерживался НДФЛ по ставке 30%, работник не выезжал из РФ. С 16.04.2008 работник
приобрел статус налогового резидента, НДФЛ удерживается по ставке 13%. При
условии, если работник будет продолжать работать в организации, не выезжая за
пределы РФ, в период с 01.01.2009 по 01.07.2009, после 01.07.2009 организация
должна произвести перерасчет удержанных сумм НДФЛ за период с 01.01.2009 по
15.04.2009. Если работник будет продолжать работать в
организации, не выезжая за пределы РФ, в период с 01.07.2009 по 14.10.2009 НДФЛ
будет удерживаться по ставке 13%. 15.10.2009 работник в связи с окончанием вида
на жительство выезжает за пределы РФ и на следующий день въезжает на территорию
РФ, имея вид на жительство сроком до 16.10.2010. Правомерно ли
организация должна будет с доходов этого работника начислять и удерживать НДФЛ
по ставке 13% с 16.10.2009 по 15.10.2010 при условии, что за этот период
работник не будет выезжать за пределы РФ? Будет ли он считаться налоговым
резидентом до окончания срока вида на жительство в целях исчисления НДФЛ?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 17 июля 2009 г. N 03-04-06-01/176
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу определения налогового
статуса работника организации - иностранного гражданина и в соответствии со ст.
34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет
следующее.
Пунктом 2 ст. 207 Кодекса установлено,
что налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в
Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих
подряд месяцев.
Таким образом, при определении налогового
статуса физического лица организации необходимо учитывать 12-месячный период,
предшествующий дате получения дохода физическим лицом, в том числе начавшийся в
предыдущем календарном году.
В случае если срок нахождения физического
лица на территории Российской Федерации в течение 12 месяцев, предшествующих
дате выплаты дохода, будет составлять менее 183 дней, работник не признается
налоговым резидентом Российской Федерации и его доходы от источников в Российской
Федерации подлежат налогообложению по ставке в размере 30 процентов.
Если на дату выплаты дохода работник
будет признан налоговым резидентом Российской Федерации, его доходы от
источников в Российской Федерации подлежат налогообложению по ставке 13 процентов.
Что касается вида
на жительство, то в соответствии с положениями п. 1 ст. 2 Федерального закона
от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в
Российской Федерации" вид на жительство представляет собой документ,
подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства на
постоянное проживание в Российской Федерации, а также их право на свободный
выезд и въезд в страну.
То есть вид на жительство подтверждает
право физического лица на проживание в Российской Федерации, а не является
документом, подтверждающим фактическое время его нахождения на территории
страны.
При определении налогового статуса
работника организации учитывается фактическое время его нахождения в Российской
Федерации, которое должно быть документально подтверждено.
В случае если в
текущем налоговом периоде работник приобретет статус налогового резидента и его
налоговый статус более не изменится, либо если по итогам налогового периода
иностранный сотрудник организации будет признан налоговым резидентом Российской
Федерации, по его доходам от источников в Российской Федерации сумму налога,
ранее рассчитанную по ставке 30 процентов как с нерезидента Российской
Федерации, следует пересчитать по ставке 13 процентов.
Перерасчет сумм налога в связи с изменением
налогового статуса производится после наступления даты, с которой налоговый
статус налогоплательщика за текущий налоговый период поменяться не сможет, либо
при окончательном определении его налогового статуса по итогам налогового
периода.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
17.07.2009