Проблемная ситуация: Об отсутствии
оснований для налогообложения НДС услуг по сдаче в аренду морских судов с
экипажем для вылова водных биологических ресурсов в исключительной
экономической зоне РФ, оказываемых российской организацией российским
организациям в 2006 - 2007 гг.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 17 июля 2009 г. N 03-07-08/156
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о применении
налога на добавленную стоимость в отношении услуг по сдаче в аренду морских
судов с экипажем для вылова водных биологических ресурсов в исключительной
экономической зоне Российской Федерации, оказываемых российской организацией
российским организациям в 2006 - 2007 гг., и сообщает следующее.
Подпунктом 1 п. 1 ст. 146 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что объектом
налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по
реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Порядок определения места реализации работ
(услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен нормами
ст. 148 Кодекса.
Согласно нормам ст.
148 Кодекса в редакции, действующей в 2006 - 2007 гг. и в настоящее время,
местом реализации услуг по предоставлению морских судов по договору фрахтования
(включая договор аренды с экипажем), предполагающему перевозку на этих судах,
признается территория Российской Федерации, если данные услуги оказываются
российской организацией и пункт отправления и (или) пункт назначения находятся
на территории Российской Федерации. При этом в соответствии с пп. 5 п. 1.1
данной статьи Кодекса местом реализации услуг, непосредственно связанных с
фрахтованием и не перечисленных в указанном пп. 4.1
п. 1 ст. 148 Кодекса, территория Российской Федерации не признается.
Поэтому местом реализации услуг по предоставлению морских
судов с экипажем во временное пользование для осуществления видов деятельности
за пределами территории Российской Федерации, не перечисленных в пп. 4.1 п. 1 ст. 148 Кодекса, оказываемых российскими
организациями российским организациям, территория Российской Федерации не
признается.
Необходимо отметить, что на основании ст.
67 Конституции Российской Федерации территория Российской Федерации включает в
себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, а также
воздушное пространство над ними. При этом согласно ст. 2 Федерального закона от
31.07.1998 N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и
прилежащей зоне Российской Федерации" под территориальным морем понимается
примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс
шириной 12 морских миль.
В соответствии со ст. 1 Федерального
закона от 17.12.1998 N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне
Российской Федерации" исключительной экономической зоной Российской
Федерации является морской район, находящийся за пределами территориального
моря Российской Федерации и прилегающий к нему, с особым правовым режимом.
Таким образом, исключительная
экономическая зона Российской Федерации не является территорией Российской
Федерацией.
Учитывая
изложенное, по нашему мнению, местом реализации услуг по сдаче в аренду морских
судов с экипажем для вылова водных биологических ресурсов в исключительной
экономической зоне Российской Федерации, оказываемых российской организацией
российским организациям в 2006 - 2007 гг., территория Российской Федерации не
признавалась и указанные услуги объектом налогообложения налогом на добавленную
стоимость в Российской Федерации не являлись.
Одновременно сообщаем, что направляемое
мнение имеет информационно-разъяснительный характер и не препятствует
руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании,
отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н.А.КОМОВА
17.07.2009