Проблемная ситуация: О признании контролируемой
задолженностью в целях налога на прибыль долгового обязательства российской
организации перед российским банком, принадлежащим к финансовой группе лиц, в
которую входит иностранная организация, прямо владеющая 100% уставного капитала
данной российской организации.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 20 июля 2009 г. N 03-03-06/1/484
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу признания долгового
обязательства российской организации контролируемой задолженностью в целях
налогообложения прибыли и сообщает следующее.
Пунктом 2 ст. 269
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что если
налогоплательщик - российская организация имеет непогашенную задолженность по
долговому обязательству перед иностранной организацией, прямо или косвенно
владеющей более чем 20 процентами уставного (складочного) капитала (фонда) этой
российской организации, либо по долговому обязательству перед российской организацией,
признаваемой в соответствии с законодательством Российской Федерации
аффилированным лицом указанной иностранной организации, а также по долговому обязательству, в отношении
которого такое аффилированное лицо и (или) непосредственно эта иностранная
организация выступают поручителем, гарантом или иным образом обязуются
обеспечить исполнение долгового обязательства российской организации (далее -
контролируемая задолженность перед иностранной организацией), и если размер
контролируемой задолженности перед иностранной организацией более чем в 3 раза
(для банков, а также для организаций, занимающихся исключительно лизинговой
деятельностью, - более чем в 12,5 раза) превышает разницу между суммой
активов и величиной обязательств налогоплательщика - российской организации
(далее - собственный капитал) на последнее число отчетного (налогового)
периода, при определении предельного размера процентов, подлежащих включению в
состав расходов, с учетом положений п. 1 ст. 269 Кодекса применяются правила,
предусмотренные ст. 269 Кодекса.
Из приведенной
нормы Кодекса следует, в частности, что, если налогоплательщик - российская
организация имеет непогашенную задолженность по долговому обязательству перед
другой российской организацией, признаваемой в соответствии с законодательством
Российской Федерации аффилированным лицом иностранной организации, прямо или
косвенно владеющей более чем 20 процентами уставного (складочного) капитала
(фонда) первой упомянутой российской организации, такая задолженность в целях
налогообложения прибыли признается контролируемой и при определении предельного размера процентов, подлежащих включению в состав
расходов, применяются специальные положения ст. 269 Кодекса.
Признаки
аффилированных лиц закреплены в ст. 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1
"О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных
рынках", из положений которой следует, что аффилированность
возникает как вследствие взаимного участия в уставном капитале, так и по иным
основаниям (общие лица или родственники в органах управления; принадлежность к
одной группе лиц; соглашения,
позволяющие оказывать влияние на деятельность без участия в капитале, и т.д.).
Аффилированными лицами юридического лица
являются, в частности, лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой
принадлежит данное юридическое лицо.
Из письма следует, что российская
организация имеет непогашенную задолженность перед российским банком,
принадлежащим к финансовой группе лиц, к которой принадлежит иностранная
организация, прямо владеющая 100 процентами уставного капитала данной
российской организации.
Таким образом, российская организация
имеет непогашенную задолженность перед аффилированным лицом своего учредителя -
иностранной организации, прямо владеющей 100 процентами уставного капитала
данной российской организации.
С учетом вышеизложенного, по нашему
мнению, указанная задолженность является в целях ст. 269 Кодекса контролируемой
и при определении предельного размера процентов, подлежащих включению в состав
расходов, следует применять установленные ст. 269 Кодекса правила.
Одновременно сообщаем, что настоящее
письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил,
конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым
актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138
направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер
по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах
и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах
в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН
20.07.2009