Проблемная ситуация: Необходимо ли в целях уплаты
госпошлины за удостоверение сделки по отчуждению доли (части доли) участника ООО третьим лицам производить ее оценку независимым
оценщиком в случае, когда продажа доли (части доли) осуществляется по цене,
заранее определенной уставом ООО, либо возможно уплачивать госпошлину исходя из
цены предложения третьему лицу, указанной в договоре?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 21 июля 2009 г. N 03-05-05-03/11
Департамент
налоговой и таможенно-тарифной политики совместно с Правовым департаментом
рассмотрел письмо по вопросу применения п. 1 ст. 333.25 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - НК РФ) при исчислении государственной пошлины за
удостоверение сделки по отчуждению доли или части доли участника общества с
ограниченной ответственностью в уставном капитале общества третьим лицам в
связи с внесением с 1 июля 2009 г. изменений в Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с
ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ) и сообщает.
В соответствии с пп.
5 п. 1 ст. 333.25 НК РФ при исчислении размера государственной пошлины за
удостоверение договоров, подлежащих оценке, принимается сумма договора,
указанная сторонами, но не ниже суммы, определенной в соответствии с пп. 7 - 10 данного пункта.
По выбору плательщика для исчисления
государственной пошлины может быть представлен документ с указанием
инвентаризационной, рыночной, кадастровой либо иной (номинальной) стоимости
имущества, выданный организациями (органами) или специалистами-оценщиками
(экспертами), указанными в пп. 7 - 10 п. 1 ст. 333.25
НК РФ. Нотариусы и должностные лица, совершающие нотариальные действия, не
вправе определять способ оценки в целях исчисления государственной пошлины и
требовать от плательщика представления документа, подтверждающего способ оценки
(абз. 2 пп. 5 п. 1 ст.
333.25 НК РФ).
Согласно пп. 10
п. 1 ст. 333.35 НК РФ стоимость имущества, не предусмотренного пп. 7 - 9 данного пункта, определяется
специалистами-оценщиками.
В соответствии со
ст. 12 Закона N 14-ФЗ (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ)
переход доли или части доли в уставном капитале общества к одному или
нескольким участникам данного общества либо к третьим лицам осуществляется на
основании сделки путем продажи или отчуждения иным образом своей доли или части
доли в уставном капитале общества одному или нескольким участникам данного общества по цене предложения третьему лицу или по отличной от цены
предложения третьему лицу и заранее определенной уставом общества цене (п. п. 1,
2, 4).
Согласно абз. 3 п. 4 ст. 21 Закона N 14-ФЗ цена покупки доли или
части доли в уставном капитале может устанавливаться уставом общества в твердой
денежной сумме или на основании одного из критериев, определяющих стоимость
доли (стоимость чистых активов общества, балансовая стоимость активов общества
на последнюю отчетную дату, чистая прибыль общества и др.).
При этом Федеральный закон N 14-ФЗ не
содержит требования об оценке доли или ее части при ее отчуждении участником.
Учитывая изложенное,
по нашему мнению, в случае если цена покупки доли или части доли в уставном
капитале установлена уставом общества, определения стоимости имущества
специалистами-оценщиками исходя из положений пп. 5 и
10 п. 1 ст. 333.25 НК РФ не потребуется.
Пунктом 12 ст. 21 Закона N 14-ФЗ
установлено, что доля или часть доли в уставном капитале общества переходит к
ее приобретателю с момента нотариального удостоверения сделки, направленной на
отчуждение доли или части доли в уставном капитале общества. В связи с этим за
совершение данного юридически значимого действия должна уплачиваться
государственная пошлина в размерах, предусмотренных ст. 333.24 НК РФ.
Подпунктом 6 п. 1 ст. 333.24 НК РФ
установлено, что за удостоверение сделок, предмет которых не подлежит оценке и
которые в соответствии с законодательством Российской Федерации должны быть
нотариально удостоверены, уплачивается государственная пошлина в размере 500
руб.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
21.07.2009