Проблемная ситуация: Об отсутствии оснований для
налогообложения НДС денежных средств, получаемых банком за предоставление
отсрочки по погашению основной суммы долга по кредитному договору, отказ от
взимания санкций за несоблюдение финансовых обязательств, предъявления
требований по досрочному погашению задолженности, обращения взыскания на
имущество, являющееся предметом обеспечения кредита, предъявления требования к
гарантам и поручителям.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 23 июля 2009 г. N 03-07-05/30
В связи с письмом
по вопросу применения налога на добавленную стоимость в отношении комиссии,
получаемой банком за отказ от взимания санкций за несоблюдение финансовых
обязательств и других условий кредитного договора, предъявления требований по
досрочному погашению задолженности, обращения взыскания на имущество,
являющееся предметом обеспечения кредита, предъявления требования к гарантам и
поручителям по кредитным договорам, Департамент налоговой и таможенно-тарифной
политики сообщает.
Согласно пп. 3
п. 3 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс)
осуществляемые банками банковские операции (за исключением инкассации), в том
числе размещение привлеченных денежных средств организаций и физических лиц от
имени банков и за их счет, не подлежат налогообложению налогом на добавленную
стоимость.
Согласно п. 1.2 Положения Банка России от
31.08.1998 N 54-П "О порядке предоставления (размещения) кредитными
организациями денежных средств и их возврата (погашения)" под размещением
(предоставлением) банком денежных средств понимается заключение между банком и
клиентом банка договора, составленного с учетом требований гражданского
законодательства Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 819
Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) по
кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются
предоставить денежные средства (кредит) в размере и на условиях,
предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму
и уплатить проценты на нее.
Таким образом, банковской операцией по
размещению привлеченных денежных средств организаций и физических лиц от имени
банков, не подлежащей налогообложению налогом на добавленную стоимость,
является предоставление банком заемщику (клиенту банка) денежных средств
(кредитование) на условиях возвратности, срочности и платности (уплата
процентов).
Согласно пп. 2
п. 1 ст. 162 Кодекса налоговая база по налогу на добавленную стоимость
увеличивается на суммы, связанные с оплатой реализованных товаров (работ,
услуг). При этом п. 2 данной статьи Кодекса предусмотрено, что в отношении
операций по реализации товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению
налогом на добавленную стоимость, указанное положение не применяется.
Таким образом, денежные средства,
получаемые банком в связи с изменением сроков погашения (возврата) средств и
других условий договора кредитования, следует рассматривать как денежные
средства, связанные с оплатой банковской услуги по предоставлению денежных средств,
не подлежащей налогообложению налогом на добавленную стоимость. В связи с этим
такие денежные средства в налоговую базу по этому налогу не включаются.
Учитывая
изложенное, денежные средства, получаемые банком за предоставление отсрочки по
погашению основной суммы долга, отказ от взимания санкций за несоблюдение
финансовых обязательств и других условий кредитного договора, предъявления
требований по досрочному погашению задолженности, обращения взыскания на
имущество, являющееся предметом обеспечения кредита, предъявления требования к
гарантам и поручителям по соответствующим кредитным договорам, по нашему
мнению, являются денежными средствами, связанными с оплатой банковской услуги по предоставлению денежных средств, не подлежащей
налогообложению налогом на добавленную стоимость. Поэтому такие денежные
средства в налоговую базу по этому налогу не включаются.
Одновременно сообщаем, что настоящее
письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил,
конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым
актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138
направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер
по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах
и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах
в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН
23.07.2009