Проблемная ситуация: Банк уступает права требования
долга третьему лицу после наступления предусмотренного кредитным договором
срока платежа. В договоре цессии банк указывает суммы штрафных санкций,
признанных арбитражным судом. Вправе ли банк рассчитать убыток в соответствии с
п. 2 ст. 279 НК РФ с учетом штрафных санкций, признанных арбитражным судом и
ранее включенных во внереализационные доходы, или утрата права требования
данных санкций, предусмотренная ст. 384 ГК РФ, должна включаться во
внереализационные расходы в соответствии со ст. 265 НК РФ?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 24 июля 2009 г. N 03-03-06/2/143
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета убытков,
возникающих при уступке права требования сумм штрафных санкций по кредитному
договору, и исходя из содержащейся в письме информации
сообщает следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 382
Гражданского кодекса Российской Федерации право (требование), принадлежащее
кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по
сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона.
Согласно ст. 384 Гражданского кодекса
Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, право
первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех
условиях, которые существовали к моменту перехода права. В частности, к новому
кредитору переходят права, обеспечивающие исполнение обязательства, а также
другие связанные с требованием права, в том числе право на неуплаченные
проценты.
Особенности определения налоговой базы
при уступке (переуступке) права требования установлены ст. 279 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Пунктом 2 ст. 279
Кодекса предусмотрено, что при уступке налогоплательщиком - продавцом товара
(работ, услуг), осуществляющим исчисление доходов (расходов) по методу
начисления, права требования долга третьему лицу после наступления
предусмотренного договором о реализации товаров (работ, услуг) срока платежа отрицательная
разница между доходом от реализации права требования долга и стоимостью
реализованного товара (работ, услуг) признается убытком по сделке уступки права
требования, который включается в
состав внереализационных расходов налогоплательщика. При этом убыток
принимается в целях налогообложения в следующем порядке:
50 процентов от суммы убытка подлежат
включению в состав внереализационных расходов на дату уступки права требования;
50 процентов от суммы убытка подлежат
включению в состав внереализационных расходов по истечении 45 календарных дней с даты уступки права требования.
Таким образом, в соответствии с порядком,
предусмотренным ст. 279 Кодекса, налогоплательщик уменьшает доход от реализации
права требования на стоимость товаров (работ, услуг). При этом возможности
уменьшить доход от реализации права требования на сумму задолженности в виде
штрафных санкций, причитающихся к получению с должника на основании решения
суда и учтенных в составе доходов для целей налогообложения прибыли, уступаемую
по договору цессии вместе с задолженностью по оплате товаров (работ, услуг),
указанной статьей не предусмотрено.
Передача права
требования уплаты суммы штрафных санкций на возмездной основе, по мнению
Департамента, может рассматриваться как реализация имущественного права. В
соответствии с пп. 2.1 п. 1 ст. 268 Кодекса
налогоплательщик вправе уменьшить доход от реализации имущественных прав на
цену приобретения данных имущественных прав и на сумму расходов, связанных с их
приобретением и реализацией. В рассматриваемом случае расходы по приобретению
права требования оплаты штрафных санкций у организации-поставщика отсутствуют.
В связи с этим
оснований для уменьшения дохода от реализации права требования на сумму задолженности по оплате штрафных санкций на основании ст. ст. 268 и
279 Кодекса не имеется.
Мнение Департамента, приведенное в
настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих
нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
24.07.2009