Проблемная ситуация: О применении
вычетов по НДС сельскохозяйственными производителями, приобретающими товары,
затраты на которые компенсируются из федерального и областного бюджетов, а
также организациями жилищно-коммунального хозяйства, реализующими товары
(работы, услуги) по государственным регулируемым ценам или с учетом льгот и
приобретающими товарно-материальные ценности за счет субвенций (субсидий),
предоставляемых бюджетами различного уровня.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 28 июля 2009 г. N 3-1-11/544@
Федеральная налоговая служба рассмотрела
запрос о порядке применения вычетов по налогу на добавленную стоимость по
товарам (работам, услугам), приобретенным за счет бюджетных средств, и сообщает
следующее.
Как следует из
запроса, сельскохозяйственными товаропроизводителями приобретаются элитные
семена, дизельное топливо, средства химической защиты, затраты на приобретение
которых компенсируются налогоплательщику из федерального и областного бюджетов. Кроме того, организации жилищно-коммунального хозяйства, реализующие
товары (работы, услуги) по государственным регулируемым ценам, или с учетом
льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с
законодательством, оплачивают приобретенные товарно-материальные ценности за
счет субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи
с применением государственных регулируемых цен или льгот.
Учитывая, что на
основании ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) письменные
разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о
налогах и сборах дает Министерство финансов Российской Федерации, ФНС России
неоднократно (в связи с аналогичными запросами налоговых органов) направляло в
Минфин России соответствующие письма с изложением в них своей позиции по
рассматриваемому вопросу.
Минфин России в разъяснениях,
направленных в адрес ФНС России Письмами от 31.10.2007 N 03-07-15/174, от
15.05.2008 N 03-07-15/77, сообщает, что в случае приобретения товаров (работ,
услуг) за счет средств федерального бюджета суммы налога на добавленную
стоимость оплачиваются продавцам также за счет средств федерального бюджета.
Принятие сумм налога по товарам (работам, услугам), оплаченным за счет
указанных средств, к вычету (возмещению из бюджета) приведет к повторному
возмещению налога на добавленную стоимость из федерального бюджета. Поэтому, по
мнению Минфина России, данные суммы к вычету (возмещению из бюджета) принимать
не следует.
Также из Письма Минфина России от 15.05.2008
N 03-07-15/77 следует, что суммы налога на добавленную стоимость, ранее
принятые к вычету, по приобретенным товарно-материальным ценностям, стоимость
которых компенсируется за счет средств, выделенных из федерального бюджета,
подлежат восстановлению.
Кроме того, в
Письме Минфина России от 15.02.2008 N 03-07-11/64 (подписано заместителем
Министра финансов Российской Федерации С.Д. Шаталовым), направленном в адрес
конкретного налогоплательщика, а также в копии в адрес ФНС России
(сопроводительное Письмо Минфина России от 18.02.2008 N 03-00-08) разъясняется
о том, что суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные
налогоплательщиками за счет собственных средств, принимаются к вычету в общеустановленном порядке. В случае оплаты
налога за счет субсидий, выделенных из федерального бюджета для компенсации
расходов, налог на добавленную стоимость к вычету не принимается.
Аналогичная позиция содержится и в Письме
Минфина России от 01.04.2009 N 03-07-11/98.
Вместе с тем
согласно практике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в
Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от
13.03.2007 N 9591/06, от 01.04.2008 N 13419/07, отмечается, что положениями
Кодекса не предусмотрено ограничение права на налоговые вычеты для организаций,
реализующих товары (работы, услуги) по регулируемым ценам и получающих в связи
с этим дотации, в случае оплаты за
коммунальные ресурсы за счет бюджетных средств, а также средств, собранных с
населения.
Учитывая
изложенное, а также принимая во внимание информацию, изложенную в Письме ФНС
России от 14.09.2007 N ШС-6-18/716@, налоговым органам на практике в целях
сокращения количества судебных споров, проигранных налогоплательщикам, и
исключения принятия судебных решений не в пользу налоговых органов при
вынесении решений по результатам налоговых проверок и участии в судебных
разбирательствах с налогоплательщиками следует руководствоваться сложившейся
судебной практикой и вступившими в
законную силу судебными решениями.
Действительный
государственный советник РФ
2 класса
С.Н.ШУЛЬГИН
28.07.2009