Проблемная ситуация: Об отсутствии
оснований для возникновения требований (обязательств), стоимость которых
выражена в иностранной валюте, до момента поставки (оплаты) предмета сделки при
заключении договора на поставку предмета сделки с отсрочкой исполнения, не
предусматривающего предварительную оплату товара или иного предмета сделки, в
целях учета доходов (расходов) в виде курсовых разниц от переоценки требований
(обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте, при исчислении
налога на прибыль.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 29 июля 2009 г. N 03-03-06/1/497
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке учета
доходов (расходов) в виде курсовых разниц для целей налогообложения прибыли
организаций и сообщает следующее.
В целях гл. 25
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) под финансовыми
инструментами срочных сделок (сделок с отсрочкой исполнения) понимаются
соглашения участников срочных сделок (сторон сделки), определяющие их права и
обязанности в отношении базисного актива, в том числе фьючерсные, опционные,
форвардные контракты, а также соглашения участников срочных сделок, не
предполагающие поставку базисного актива, но определяющие порядок
взаиморасчетов сторон сделки в будущем в зависимости от изменения цены или иного
количественного показателя базисного актива по сравнению с величиной указанного
показателя, которая определена (либо порядок определения которой установлен)
сторонами при заключении сделки.
При этом п. 2 ст. 301 Кодекса определено,
что налогоплательщик вправе самостоятельно квалифицировать сделку, признавая ее
операцией с финансовым инструментом срочных сделок либо сделкой на поставку
предмета сделки с отсрочкой исполнения. Критерии отнесения сделок,
предусматривающих поставку предмета сделки (за исключением операций
хеджирования), к категории операций с финансовыми инструментами срочных сделок
должны быть определены налогоплательщиком в учетной политике для целей
налогообложения.
В отношении сделок, квалифицируемых
налогоплательщиком в качестве сделок на поставку предмета сделки с отсрочкой
исполнения, применяется общий порядок определения налоговой базы по налогу на
прибыль организаций, установленный гл. 25 Кодекса.
В соответствии с п.
11 ст. 250, а также пп. 5 п. 1 ст. 265 Кодекса для
целей налогообложения прибыли организаций в составе внереализационных доходов
(расходов) учитываются курсовые разницы от переоценки имущества в виде валютных
ценностей (за исключением ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте) и
требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте, в
том числе по валютным счетам в банках, проводимой в связи с изменением официального курса
иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным
банком Российской Федерации.
В соответствии с указанными нормами ст.
ст. 250 и 265 Кодекса для целей налогообложения прибыли текущей переоценке
подлежат имущество и требования (обязательства), стоимость которых выражена в
иностранной валюте, учитываемые на балансе налогоплательщика.
Учитывая изложенное,
при заключении договора на поставку предмета сделки с отсрочкой исполнения, не
предусматривающего предварительную оплату товара или иного предмета сделки,
требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте, до
момента поставки (оплаты) предмета сделки не возникает.
Одновременно сообщаем, что настоящее
письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил,
конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым
актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138
направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер
по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах
и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах
в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН
29.07.2009