Проблемная ситуация: Индивидуальный предприниматель
оказывает транспортные услуги по перевозке грузов. Является ли он плательщиком
ЕНВД, если для осуществления своей деятельности он использует собственные
транспортные средства, а также использует по договоренности транспортные
средства сторонних лиц? При этом общее количество транспортных средств,
задействованных предпринимателем для оказания услуг по перевозке, не превышает
20 единиц.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 31 июля 2009 г. N 03-11-09/270
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о
порядке применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный
доход для отдельных видов деятельности в отношении оказания
автотранспортных услуг по перевозке грузов и на основании информации,
изложенной в письме, сообщает следующее.
Согласно ст. 346.26
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) система
налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов
деятельности может применяться в отношении предпринимательской деятельности в
сфере оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов,
осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на
праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения)
не более 20 транспортных средств,
предназначенных для оказания таких услуг.
При этом определение понятия
"автотранспортные услуги по перевозке пассажиров и грузов" в Кодексе
отсутствует.
В то же время п. 1 ст. 11 Кодекса
установлено, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других
отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе,
применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях
законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.
Поэтому в целях применения гл. 26.3
Кодекса следует руководствоваться значением указанного понятия, приведенным в
Гражданском кодексе Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Договорные отношения в сфере оказания
автотранспортных услуг регулируются гл. 40 "Перевозка" ГК РФ.
Пунктом 1 ст. 784 ГК РФ установлено, что
перевозка грузов и пассажиров осуществляется на основании договора перевозки.
По договору перевозки груза перевозчик
обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать
его управомоченному на получение груза лицу
(получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную
плату (ст. 785 ГК РФ).
Одновременно следует отметить, что
нормами гл. 26.3 Кодекса не установлено каких-либо ограничений в отношении
применения единого налога на вмененный доход в случае привлечения организацией,
непосредственно оказывающей услуги по перевозке грузов и переведенной на уплату
указанного налога, сторонних лиц и организаций в целях оказания данных услуг.
При этом налогоплательщиками единого
налога на вмененный доход будут признаваться только те организация или
индивидуальный предприниматель, с которыми заказчик (потребитель услуг)
заключает договор на перевозку груза.
Также следует отметить, что согласно ст.
346.29 Кодекса при исчислении единого налога на вмененный доход в отношении
предпринимательской деятельности по перевозке грузов используется физический
показатель "количество автотранспортных средств, используемых для
перевозки грузов".
Под количеством
имеющихся на праве собственности или ином праве (владения, пользования и (или)
распоряжения) транспортных средств следует понимать количество автотранспортных
средств, но не более 20 единиц, предназначенных для оказания платных услуг по
перевозке пассажиров и грузов, находящихся у налогоплательщиков на балансе,
либо арендованных (полученных), в том числе по договору лизинга и субаренды, в
целях осуществления данной предпринимательской деятельности.
Соответственно, организация, привлекающая
в целях оказания услуг по перевозке грузов автотранспорт сторонних лиц, при
расчете единого налога на вмененный доход должна учитывать количество
указанного автотранспорта.
Одновременно
сообщаем, что согласно Положению о Министерстве финансов Российской Федерации,
утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N
329 (далее - Положение), и Регламенту Минфина России, утвержденному Приказом
Минфина России от 23.03.2005 N 45н (далее - Регламент), в Минфине России
рассматриваются индивидуальные и коллективные обращения граждан и организаций
по вопросам, находящимся в сфере ведения Министерства.
При этом в соответствии с Положением и
Регламентом в Минфине России, если законодательством не установлено иное, не
рассматриваются по существу обращения по проведению экспертизы договоров,
учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных
хозяйственных ситуаций.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
31.07.2009