Проблемная ситуация: Оценка стоимости драгоценных
камней, добытых организацией - плательщиком НДПИ, производится по результатам
проведения сортировки, первичной классификации и первичной оценки Гохраном
России. Может ли организация применить один из способов оценки стоимости
добытых драгоценных камней, указанных в ст. 340 НК РФ?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 3 августа 2009 г. N 03-06-06-01/20
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу оценки стоимости
добытых драгоценных камней в целях исчисления налога на добычу полезных
ископаемых и сообщает.
Порядок оценки стоимости добытого
полезного ископаемого установлен ст. 340 Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - Кодекс). Согласно п. 6 ст. 340 Кодекса оценка стоимости
добытых драгоценных камней производится исходя из их первичной оценки,
проводимой в соответствии с законодательством Российской Федерации о
драгоценных металлах и драгоценных камнях.
Согласно ст. 1 Федерального закона от
26.03.1998 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях"
(далее - Закон) добычей драгоценных камней признается извлечение драгоценных
камней из коренных, россыпных и техногенных месторождений, а также сортировка,
первичная классификация и первичная оценка драгоценных камней.
Сортировка и первичная классификация
драгоценных камней является завершающей частью процесса обогащения, позволяющей
на основании утвержденных коллекций типовых образцов и классификаторов выделить
из извлеченного минерального сырья драгоценные камни, а также разделить их на
отдельные сорта, соответствующие принятым на мировом рынке.
Первичная оценка драгоценных камней -
часть технологического процесса обогащения, обеспечивающая оценку драгоценных
камней на основании прейскурантов, применяемых для оценки аналогичных сортов
минерального сырья на мировом рынке.
Таким образом, добытым полезным
ископаемым признаются драгоценные камни после их сортировки, первичной
классификации и первичной оценки. При этом особенность оценки
добытых драгоценных камней в целях налогообложения налогом на добычу полезных
ископаемых заключается в отсутствии в Кодексе требований об определении
налоговой базы на основании цены реализации (за исключением уникальных
драгоценных камней), при этом оценка их стоимости в целях налогообложения
налогом на добычу полезных ископаемых осуществляется исходя из первичной оценки
драгоценных камней, проведенной в соответствии с законодательством.
Оценка стоимости добытых уникальных
самородков драгоценных металлов, не подлежащих переработке, и уникальных
драгоценных камней производится в порядке, предусмотренном для других полезных
ископаемых. Это означает, что их оценка осуществляется исходя из цен реализации
без учета налога на добавленную стоимость с уменьшением цен реализации на суммы
расходов налогоплательщика по их доставке до получателя.
Одновременно сообщаем, что настоящее
письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил,
конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым
актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138
направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер
по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах
и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах
в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН
03.08.2009