Проблемная ситуация: Какие мероприятия проводятся по
внедрению системы электронного документооборота счетов-фактур?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 4 августа 2009 г. N 03-02-08-64
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение об электронном
документообороте и сообщает.
В период с января по июнь 2009 г. в
налоговых органах Управления ФНС России по г. Москве проведен пилотный проект
по созданию системы составления и выставления счетов-фактур в электронном виде.
Целью пилотного проекта являлась
разработка и апробация организационных и технологических решений, направленных
на создание системы электронного документооборота счетов-фактур, образующихся в
процессе деятельности налогоплательщиков, полностью эквивалентного бумажному
документообороту счетов-фактур.
При организации электронного
документооборота счетов-фактур его участниками использовались
программно-технические средства, аналогичные средствам, применяемым в системе
представления налоговых деклараций в электронном виде по каналам связи, что
обеспечивало максимальную совместимость и существенную экономию на разработках
и внедрении.
Принципиальных недостатков предложенной
технологии в ходе пилотного проекта выявлено не было.
Использование счетов-фактур в электронном
виде существенно повысит качество и оперативность сбора информации в интересах
налоговых органов, упростит и ускорит процедуры проверок деятельности
налогоплательщиков, в целом положительно скажется на эффективности
администрирования налога на добавленную стоимость.
К преимуществам внедрения электронного
документооборота счетов-фактур на безбумажной основе для налогоплательщиков
можно отнести снижение затрат на почтовые услуги, на ведение архива документов
на бумажном носителе (затраты на бумагу, печать, аренду площадей для архива и
т.д.), возможность оперативного поиска нужного документа в электронном архиве.
Таким образом, основная цель пилотного
проекта, заключающаяся в разработке и апробации организационных и
технологических решений, направленных на создание системы электронного
документооборота счетов-фактур, достигнута с положительным результатом.
Дальнейшие действия по созданию системы
электронного документооборота счетов-фактур включают организационные и
нормотворческие мероприятия, направленные, прежде всего, на закрепление в
Налоговом кодексе Российской Федерации возможности составления и выставления
счетов-фактур в электронном виде.
При этом с внедрением электронного
документооборота счетов-фактур представляется возможной интеграция
автоматизированных систем управления деятельностью хозяйствующих субъектов и
системы электронного документооборота счетов-фактур. Это послужит мощным
стимулом к максимально широкому использованию в электронном виде других
документов, на основании которых базируется бухгалтерский, налоговый и
финансовый учет.
Следует обратить внимание, что одним из
условий использования документов в электронном виде является возможность их
формализации. Вместе с тем в настоящее время полномочиями по разработке и
утверждению форм первичных документов Министерство финансов Российской
Федерации не наделено. Кроме того, необходимы изменения в процессуальное
законодательство Российской Федерации, закрепляющие использование электронных документов,
подписанных электронной цифровой подписью, в качестве доказательств.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
04.08.2009