Проблемная ситуация: О применении НДС в отношении
услуг по сдаче в субаренду (субфрахтование на время)
морских судов с экипажем для вылова водных биологических ресурсов в
исключительной экономической зоне Российской Федерации, оказываемых российской
организацией российским организациям в 2006 - 2009 гг.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 10 августа 2009 г. N 03-07-08/180
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел обращения о применении
налога на добавленную стоимость в отношении услуг по сдаче в субаренду (субфрахтование на время) морских судов с экипажем для
вылова водных биологических ресурсов в исключительной экономической зоне
Российской Федерации, оказываемых российской организацией российским
организациям в 2006 - 2009 гг., и сообщает следующее.
Подпунктом 1 п. 1 ст. 146 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что объектом
налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по
реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Согласно нормам ст.
148 Кодекса в редакции, действующей с 2006 г., местом реализации услуг по
предоставлению морских судов по договору фрахтования (включая договор аренды с
экипажем), предполагающему перевозку на этих судах, признается территория
Российской Федерации, если данные услуги оказываются российской организацией и
пункт отправления и (или) пункт назначения находятся на территории Российской
Федерации. При этом в
соответствии с пп. 5 п. 1.1 данной статьи Кодекса
местом реализации услуг, непосредственно связанных с фрахтованием и не
перечисленных в указанном пп. 4.1 п. 1 ст. 148
Кодекса, территория Российской Федерации не признается.
На основании положений ст. ст. 198 и 202
Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации по договору фрахтования
судна на время судовладелец предоставляет фрахтователю судно в пользование на
определенный срок для перевозок грузов, пассажиров или иных целей торгового
мореплавания. Фрахтователь, в свою очередь, по договору субфрахтования
судна на время может заключить от своего имени договоры фрахтования судна на
время с третьими лицами. При этом в соответствии с нормами ст. 2 данного
Кодекса под торговым мореплаванием понимается деятельность, связанная с
использованием судов, в том числе для рыболовства.
Поэтому местом реализации услуг по предоставлению морских судов с экипажем во временное пользование
для осуществления видов деятельности за пределами территории Российской
Федерации, не перечисленных в пп. 4.1 п. 1 ст. 148
Кодекса, оказываемых российскими организациями российским организациям,
территория Российской Федерации не признается.
Необходимо отметить, что на основании ст.
67 Конституции Российской Федерации территория Российской Федерации включает в
себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, а также
воздушное пространство над ними. При этом согласно ст. 2 Федерального закона от
31.07.1998 N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и
прилежащей зоне Российской Федерации" под территориальным морем понимается
примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс
шириной 12 морских миль.
В соответствии со ст. 1 Федерального
закона от 17.12.1998 N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне
Российской Федерации" исключительной экономической зоной Российской
Федерации является морской район, находящийся за пределами территориального
моря Российской Федерации и прилегающий к нему, с особым правовым режимом.
Таким образом, исключительная
экономическая зона Российской Федерации не является территорией Российской
Федерацией.
Учитывая
изложенное, по нашему мнению, местом реализации услуг по сдаче в субаренду (субфрахтование на время) морских судов с экипажем для
вылова водных биологических ресурсов в исключительной экономической зоне Российской
Федерации, оказываемых российской организацией российским организациям в 2006 -
2009 гг., территория Российской Федерации не признается и указанные услуги
объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость в Российской
Федерации не являются.
Одновременно сообщаем, что настоящее
письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил,
конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым
актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138
направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер
по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах
и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах
в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н.А.КОМОВА
10.08.2009