Проблемная ситуация: Вправе ли организация применять
бланки строгой отчетности при получении платы наличными денежными средствами за
осуществление деятельности по предоставлению посреднических услуг, связанных с
недвижимым имуществом (риелторской деятельности)?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 11 августа 2009 г. N 03-01-15/8-405
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу применения бланков
строгой отчетности при получении платы наличными деньгами за осуществление
деятельности по предоставлению посреднических услуг, связанных с недвижимым
имуществом (риелторской деятельности), и сообщает.
В соответствии с п.
1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении
контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и
(или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Федеральный
закон) контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр,
применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми
организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими
наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях
продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Пунктом 2 ст. 2 Федерального закона предусмотрена
возможность осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с
использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в
случае оказания услуг населению при условии выдачи соответствующих бланков
строгой отчетности.
Постановлением Правительства Российской
Федерации от 06.05.2008 N 359 утверждено Положение об осуществлении наличных
денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без
применения контрольно-кассовой техники (далее - Положение).
Положением установлен порядок
осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных
денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без
применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при
условии выдачи документа, оформленного на бланке строгой отчетности,
приравненного к кассовому чеку, а также порядок утверждения, учета, хранения и
уничтожения таких бланков.
Общероссийский классификатор услуг
населению ОК 002-93, утвержденный Постановлением
Госстандарта России от 28.06.1993 N 163 (далее - ОКУН), определяет
принадлежность к услугам, которые предоставляются населению предприятиями и
организациями.
При этом посреднические услуги, связанные
с недвижимым имуществом, отсутствуют в перечне услуг, определенном ОКУН.
Пунктом 9 Положения
о разработке, применении, введении в действие, ведении и применении
общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в
социально-экономической области, утвержденного Постановлением Правительства
Российской Федерации от 10.11.2003 N 677 "Об общероссийских
классификаторах технико-экономической и социальной информации в
социально-экономической области", установлено, что определение по
общероссийскому классификатору кода объекта классификации, относящегося к деятельности
хозяйствующего субъекта, осуществляется хозяйствующим субъектом самостоятельно
путем отнесения этого объекта к
соответствующему коду и наименованию позиции общероссийского классификатора, за
исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации. При
этом хозяйствующий субъект должен руководствоваться соответствующим документом
в области стандартизации (национальным стандартом, стандартом организации),
характеризующим содержание данной услуги, требования к ее выполнению, требования
безопасности и т.д.
По вопросам, касающимся применения
общероссийских классификаторов, следует обращаться в Ростехрегулирование.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
11.08.2009