Проблемная ситуация: О применении положений Соглашения
между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на
доходы и капитал от 05.12.1998, позволяющих применять пониженную ставку налога
на доходы в виде дивидендов, выплачиваемых российской организацией своему
кипрскому акционеру.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 12 августа 2009 г. N 03-08-05
Департамент
налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел запрос относительно
применения положений Соглашения между Правительством Российской Федерации и
Правительством Республики Кипр об избежании двойного
налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 05.12.1998 (далее -
Соглашение), позволяющих применять пониженную ставку налога на доходы в виде
дивидендов, выплачиваемых российской организацией своему кипрскому акционеру, и
сообщает.
Согласно пп. "а" п. 2 ст. 10 Соглашения дивиденды,
выплачиваемые компанией, являющейся резидентом одного Договаривающегося
Государства, резиденту другого Договаривающегося Государства, могут облагаться
налогом в первом упомянутом Государстве в размере, не превышающем 5% от общей
суммы дивидендов, если лицо, имеющее фактическое право на дивиденды, прямо
вложило в капитал компании сумму, эквивалентную не менее 100 000 долл. США.
В соответствии с
согласованным российской и кипрской сторонами Меморандумом о взаимопонимании к
Соглашению от 11.07.2000 прямым вложением в капитал компании считается как
приобретение акций при первичной или последующих эмиссиях, так и покупка акций
через фондовую биржу или непосредственно у предыдущего владельца акций. Критерий определения суммы, эквивалентной 100 000 долл. США,
установлен в этом же Меморандуме и заключается в том, что стоимостью инвестиций
(вложения) является сумма, фактически уплаченная инвестором (вкладчиком) на
дату приобретения акций и не подлежащая последующему пересчету в связи с
колебаниями биржевого или валютного курса.
В Меморандуме о взаимопонимании к
Соглашению от 31.10.2001 вышеуказанная позиция также подтверждена сторонами,
однако с оговоркой о том, что такого рода сделка (приобретение акций) должна
быть совершена на основе принципа "вытянутой руки". Под сделкой,
совершенной на основе принципа "вытянутой руки", понимается сделка по
приобретению акций компании при соблюдении принципа использования рыночных цен
между независимыми участниками при аналогичных сделках и на аналогичных
условиях.
Соглашение не содержит положений,
предусматривающих, что применение норм пп.
"а" п. 2 ст. 10 Соглашения возможно исключительно в случае, если лицо
становится владельцем доли в капитале компании в результате осуществления
однократной инвестиции в капитал компании в размере, установленном в пп. "а" п. 2 ст. 10 Соглашения. Поэтому резидент
Кипра может достигнуть размера вложения в капитал компании, установленного пп. "а" п. 2 ст. 10 Соглашения, как в результате
осуществления однократной инвестиции соответствующего объема, так и в
результате нескольких инвестиций.
Под моментом первоначального осуществления
инвестиций понимается момент достижения долей участия в капитале компании
минимального уровня, установленного в пп.
"а" п. 2 ст. 10 Соглашения, и применение льготной ставки в размере 5
процентов возможно начиная с момента достижения такого минимального уровня.
В случае если на момент выплаты
дивидендов доля участия кипрского резидента в капитале российской
реорганизованной компании уменьшилась в результате отчуждения данным резидентом
Кипра части акций (долей) российской компании, выплачивающей дивиденды, и
составляет сумму менее 100 000 долл. США, льготная ставка налога в размере 5
процентов не применяется.
Одновременно сообщаем, что настоящее
письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил,
конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым
актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138
направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер
по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах
и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах
в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н.А.КОМОВА
12.08.2009