Проблемная ситуация: Физлицо в 2007 г. в новом доме
приобрело две квартиры по 829 800 руб. каждая. Сумма налога на имущество
физлиц, исчисленная за 2008 г. налоговым органом, превысила сумму, исчисленную
за 2007 г., в 1,87 раза. В каком порядке размер ставки налога может быть
снижен? Правомерно ли увеличение налоговой базы в 2007 г., если по итогам
оценки в 2008 г. стоимость квартир составила 803 575 руб.?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 13 августа 2009 г. N 03-05-06-01/79
В Департаменте налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрено обращение и по вопросам, относящимся к
компетенции Департамента, сообщается следующее.
В соответствии со ст. ст. 12 и 15
Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц
относится к местным налогам, устанавливается Законом Российской Федерации от
09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (далее -
Закон) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных
образований о налоге.
Согласно п. 1 ст. 1 Закона
налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические
лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. При этом
объектами налогообложения являются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные
строения, помещения и сооружения (ст. 2 Закона).
В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона ставки
налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными
правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости
от суммарной инвентаризационной стоимости в установленных Законом пределах. Так, при стоимости имущества до 300 тыс. руб. ставка налога на
имущество не может превышать 0,1 процента; при стоимости имущества от 300 тыс.
руб. до 500 тыс. руб. ставка налога устанавливается в пределах от 0,1 до 0,3
процента; при стоимости имущества свыше 500 тыс. руб. ставка налога
устанавливается в пределах от 0,3 до 2,0 процентов.
При этом представительным органам
местного самоуправления предоставлено право определять
дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной
инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям, а также
устанавливать дополнительные налоговые льготы и основания для их использования
налогоплательщиками.
Таким образом, вопросы, касающиеся снижения
ставок налога или предоставления льгот по налогу, находятся в компетенции
представительных органов соответствующего муниципального образования.
По вопросу об
увеличении суммы налога на имущество физических лиц, связанном с проведенной
инвентаризационной оценкой объектов недвижимости, сообщаем, что в соответствии
с Порядком оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на
праве собственности, утвержденным Приказом Министерства архитектуры,
строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от
04.04.1992 N 87, оценка строений, помещений и сооружений осуществляется по
состоянию на 1 января каждого года на основе
данных инвентаризации, проводимой в соответствии с действующими нормами
технической инвентаризации и регистрации.
В силу п. 3.2 вышеназванного Порядка
определение инвентаризационной стоимости строений и сооружений для целей
налогообложения осуществляется по восстановительной стоимости, уменьшенной на
величину стоимостного выражения физического износа на момент оценки. При этом определение восстановительной стоимости строений и
сооружений производится по сборникам укрупненных показателей восстановительной
стоимости с ее последующим пересчетом в уровень цен 1991 г. по индексам и
коэффициентам, введенным Постановлением Госстроя СССР от 11.05.1983 N 94 и
Письмами Госстроя СССР от 06.09.1990 N 14-Д (по отраслям народного хозяйства) и
Госстроя РСФСР от 24.09.1990 N 15-148/6 и N 15-149/6 (по отрасли
"Жилищное хозяйство"), а затем в уровень цен года оценки по
коэффициентам, утверждаемым органами исполнительной власти республик в составе
Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и
Санкт-Петербурга.
В связи с тем
что в соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской
Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от
05.06.2008 N 437, вопросы, касающиеся нормативно-правового регулирования в
сфере оценочной деятельности, отнесены к компетенции Минэкономразвития России,
по затронутым в обращении вопросам следует обращаться в Минэкономразвития
России.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
13.08.2009