Проблемная ситуация: Об обоснованности иска о
признании недействующим абз. 3 п. 6 Инструкции
Минфина СССР N 156, Госбанка СССР N 30, ЦСУ СССР N 354/7, Минавтотранса
РСФСР N 10/998 от 30.11.1983.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 18 августа 2009 г. N ШС-20-3/1195
Федеральная налоговая служба рассмотрела
запрос и сообщает следующее.
Организация в
представленном заявлении в Верховный Суд Российской Федерации просит признать
недействующим абз. 3 п. 6 Инструкции Минфина СССР N
156, Госбанка СССР N 30, ЦСУ СССР N 354/7, Минавтотранса
РСФСР N 10/998 от 30.11.1983 как противоречащий ст. ст. 169 - 172 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), а также другим более поздним
нормативным актам органов исполнительной власти Российской Федерации.
Согласно оспариваемой норме
"товарно-транспортная накладная является единственным документом, служащим
для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителей и оприходования
их у грузополучателей, а также для складского, оперативного и бухгалтерского
учета".
В настоящее время в
данном случае речь должна идти о товарно-транспортной накладной по типовой
межотраслевой форме N 1-Т "Товарно-транспортная накладная", которая
утверждена и введена в действие с 1 декабря 1997 г. Постановлением Госкомстата
России от 28.11.1997 N 78 (соответственно, предусмотренная Инструкцией Минфина
СССР N 156, Госбанка СССР N 30, ЦСУ СССР N 354/7, Минавтотранса
РСФСР N 10/998 форма N
1-т утратила силу).
Необходимо иметь в виду, что с 1999 г.
для оформления продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей сторонней
организации предусмотрено использование также и товарной накладной по форме
ТОРГ-12, содержащейся в "Альбоме унифицированных форм первичной учетной
документации по учету торговых операций", утвержденном Постановлением
Госкомстата России от 25.12.1998 N 132. При этом пояснениями к форме
предусмотрено, что она составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается
в организации, сдающей товарно-материальные ценности, и является основанием для
их списания. Второй экземпляр передается сторонней организации и является
основанием для оприходования этих ценностей.
Таким образом, утверждение о том, что
форма товарно-транспортной накладной N 1-Т является единственным документом,
служащим для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителей и
оприходования их у грузополучателей, противоречит Постановлению Госкомстата
России от 25.12.1998 N 132.
Кроме того, действующая в настоящее время
форма товарно-транспортной накладной N 1-Т обязательна к применению
юридическими лицами, являющимися отправителями и получателями грузов. При этом
она служит основанием для расчетов между заказчиком транспортной перевозки и
перевозчиком. Если покупатель заказчиком перевозки не является, то действующий
порядок наличия товарно-транспортной накладной у получателя груза (покупателя)
не предусматривает.
С учетом
изложенного ФНС России считает, что иск о признании недействующим абз. 3 п. 6 Инструкции Минфина СССР N 156, Госбанка СССР N
30, ЦСУ СССР N 354/7, Минавтотранса РСФСР N 10/998 от
31.11.1983 как противоречащего более поздним нормативным актам органов
исполнительной власти Российской Федерации оправдан.
Действительный
государственный советник РФ
2 класса
С.Н.ШУЛЬГИН
18.08.2009